Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Рукописи, к сожалению, горят. В свое время рабейну Йона из Геронди (13 в.), законоучитель и знаток еврейской этики, вел борьбу против книги Рамбама «Наставник заблудших», однако внезапная вспышка антисемитизма, сопровождавшаяся сожжением книг Талмуда, убедила его изменить свой подход. Сегодня — годовщина его смерти.
4. Чрезмерная похвала
Более того, слушателям может надоесть слушать, как кого-то превозносят, и они начнут вспоминать обо всех недостатках этого человека. Знайте, что далеко не все могут спокойно пережить чье-то явное превосходство!«Дани прекрасный человек: образованный, отзывчивый, воспитанный, искренний. Его единственный недостаток — вспыльчивость».
Так и получилось — чрезмерная похвала привела к произнесению лашон а-ра
Запрет взимания процента относится не только к денежным ссудам, но и ко всему, что дается, делается или говорится в благодарность за ссуду.
Приведем несколько примеров, на которые распространяется этот запрет. Нельзя:
• давать подарок (например, цветы) в благодарность за ссуду
• предлагать заимодавцу свою машину в свободное пользование
• проявлять к заимодавцу большее расположение и участие, чем обычно (например, давать ему в долг предметы, которые он прежде не рассчитывал получить от должника)
• приветствовать заимодавца с большим почтением, чем раньше (однако в любом случае можно отвечать на его приветствие с той же степенью вежливости, которую он проявил)
• расточать неумеренные похвалы в адрес заимодавца
• навещать заимодавца, если раньше такие визиты не были приняты
• продавать товары заимодавцу по сниженному тарифу.
Жестокий весьма далек от добрых качеств, ибо не жалеет бедных, не одалживает им в час нужды и ничего им не дает, а ведь написано: «Заимодавец Всевышнего — милующий бедного» (там же 19; 17), и сказано: «Благо человеку милосердному и дающему взаймы, ведет он справедливо дела свои» (Теилим 112; 5), и говорено: «Счастлив, кто заботится о бедном, в день бедствия спасет его Всевышний» (там же 41; 2), — и все, о чем это сказано, противоположно действиям жестокого. Он не сочувствует другим, не сожалеет о бедах своих ближних, и это противоположно тому, что мы читаем у царя Давида: «Когда болели они, надевал я власяницу, мучил постом душу свою» (Теилим 35; 13). И об Иове написано: «Разве я не плакал о несчастном, не болела душа моя о бедном?» (Иов 30; 25). Все это далеко от жестокости! Она свойственна лишь тем, чья природа подобна львиной, ибо львы терзают, рвут и отнимают.