Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Удивительное имя получилось, когда имя рава Ашера бен Йехиэля (1250-1327) было сокращено до аббревиатуры, как это принято — Рош (Глава). Он действительно был главой своего поколения — один из самых великих талмудических комментаторов и законоучителей средневековья. Сегодня — годовщина со дня смерти Роша.
14. Лашон а-ра, высказанный нееврею
Категорически запрещено дурно говорить о еврее в присутствии нееврея. Такой рассказчик совершает двойной грех — произнесение лашон а-ра и осквернение имени Всевышнего, — чем может принести еврею большой вред. Нееврей может поверить рассказу, опубликовать или устно распространить сказанное, что может стать причиной больших потерь и страданий.
2. 1. А теперь вернемся к разъяснению того, как правильно поступать с деньгами маасера. Когда человек только берет на себя эту заповедь, пусть сделает это при нескольких условиях, и тогда он избежит любых сомнений. А именно:
1) Прежде всего, хорошо бы в этот момент поставить условие, что человек не берет на себя обета исполнять эту заповедь, чтобы, не дай Б-г, не оступиться в дальнейшем и не согрешить нарушением обета, в случае возникновения каких-либо причин, которые помешают ему отделить маасер.
Организатор геноцида евреев Адольф Эйхман утверждал, что просто «выполнял приказы, полагаясь на мудрость фюрера». Американский психолог Милгрэм решил выяснить, как далеко может зайти обычный человек в своем повиновении власти и предложил добровольцам участвовать в эксперименте, который якобы должен был продемонстрировать, как наказание влияет на успехи в обучении, в частности на память. Один участник становился Учеником, который должен был выучить некие слова, другой — Учителем, проверяющим знания. За ошибочный ответ Учитель наносил Ученику удар током, причем с каждой новой ошибкой напряжение тока повышалось. На самом деле никаких разрядов не было, а Ученика играл актер, который прятался за ширмой.
Несмотря на его требования остановить эксперимент, крики и даже потерю сознания, Учитель продолжал удары током, потому, что сидящий радом экспериментатор успокаивал: «Все в порядке, опасности нет, я беру на себя ответственность». В итоге до 66 % (!) Учителей поднимали напряжение до максимального значения — 450 вольт, несмотря на страдания и протесты Ученика. Авторитета профессора хватало для того, чтобы обычные люди, вовсе не склонные к садизму, пытали незнакомого человека. Эксперимент Милгрэма сразу обрел статус классического, но вскоре был запрещен. Осознав, что они способны пытать людей, Учителя испытывали моральные страдания и могли впасть в депрессию: ведь каждый из них мог стать Эйхманом. По мнению Милгрэма, это исследование доказало готовность нормальных людей творить зло, следуя указаниям авторитетов.
Те, кто изъявили желание принять участие в эксперименте, были самыми обычными людьми, и, как сказал Милгрэм, «они — это мы с вами».
Результаты эксперимента не должны были удивить тех, кто помнил о безропотном подчинении немцев Гитлеру или о массовом психозе в годы культа личности Сталина, который охватил советских людей. В чем причина этого феномена? Во врожденной человеческой податливости, в детском послушании, которое может обернуться послушанием рабов?
Евреи всегда знали о свойстве человека уподобляться толпе и подчиняться приказам.
Тора рассказывает нам о том, что во времена поколения Потопа лишь Ной сумел не поддаться влиянию окружения, а во времена строителей Вавилонской башни только Авраам смог уйти от зла. Тора называет Авраама евреем — «иври» — «перешедшим» на другую сторону реки, ушедшим от людей своего поколения.
Не случайно Авраам передал своим потомкам удивительное качество — не идти за толпой, оставаясь меньшинством в большинстве, и не подчиняться приказам бездумно.
Направляясь в страну Ханаанскую, Авраам вышел из города Ур (Берешит, 11:28). Раши рассказывает, что отец Авраама Терах донес царю Нимроду на своего сына Авраама, который не поклоняется идолам. Тогда Нимрод предъявил Аврааму ультиматум: отказаться от веры в единого Б-га или быть брошенным в огонь. Авраам не подчинился Нимроду и был брошен в горнило, но вышел живым из огня! На это указывает название места — Ур — огонь, объясняет Раши.
Мы, потомки Авраама, которых сама Тора называет народом жестоковыйным! С великой преданностью, великим упорством и упрямством мы пронесли Тору, несмотря на тысячелетия преследований, костры инквизиций и огонь войны. Евреи всегда были диссидентами, бесстрашно бросавшими вызов «империям зла».
Величие Авраама было в том, что, преодолевая испытания, он также умел подчиняться Всевышнему. Потому и его потомки проявляли великую готовность слушаться мудрецов Торы…
Зачастую нам кажется, что упрямство является отрицательной чертой человека, а послушание достойно похвалы. В действительности же любая черта характера должна быть правильно использована. В одних ситуациях человек должен проявлять упрямство, которое оказывается целеустремленностью и преданностью, а в других — демонстрировать готовность мудро прислушиваться к советам и указаниям других…