Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

четверг, 18 августа 201614 ава 5776
Ни дня без Торы

Возмездие погромщикам. В 1298 г. Евреи Бишофсхайма (Германия) были убиты войсками Риндфлейша — «рыцаря», который был не в состоянии погасить кредит к еврейской общине, и решил вопрос просто: объявил, что получил миссию с небес — уничтожить «проклятый род евреев». Организованные «рыцарем» толпы прошли по Австрии и Германии, из города в город, грабя, сжигая и убивая евреев по пути (за исключением тех, кто принял христианство). В конце концов злодей был все же арестован и повешен, а города, в которых евреи были убиты, были обязаны выплатить штраф.

Законы лашон а-ра

БЕРЕГИ СВОЮ РЕЧЬ. Часть 2. Глава 6

12. Уйдите!

Свадебный обед. За одним из столов сидит Володя Крупник, а рядом с ним, так получилось, — люди, крайне невоздержанные на язык. Сыплются сплетни, обидные шутки, злословье. Володя Крупник младше присутствующих, его упреки в таком обществе покажутся просто смешными. Поэтому он берет свою тарелку и незаметно пересаживается за другой стол.

Посмотреть полностью


Цдака и маасер

ЛЮБОВЬ К БЛАГОДЕЯНИЮ. Часть 2. Глава 17

Хафец Хаим продолжает подсчитывать урон, наносимый городу постановлением, запрещающим беднякам просить подаяние у дверей, см. предыдущие отрывки.

8. 3. И рабейну Йона писал об этом в своей книге «Шаарей Тшува»: «Тот, кто обижает и огорчает вдову и сироту, как воруя у них (или недоплачивая), так и обижая, — любым способом заставляя их страдать, — достоин смерти “с Небес” [то есть, его не казнят в суде, но Всевышний оборвет его жизнь раньше времени — прим. перев.]». См. также и в книге «Сефер а-Хинух» (заповедь 65), где ясно написано, что даже если он только словами причиняет им страдание, он нарушает этот запрет [«Остерегайся, чтобы не было в сердце твоем злого умысла…»]. И поведение людей, которые хлопочут о внедрении этого нововведения, не может не изумлять — как они не боятся за свою душу? Ведь насколько ясно в Торе написано, и не один раз, о запрете причинять страдания вдовам и сиротам — а там шла речь даже о том случае, когда те богаты, как разъясняет Рамбам (Законы человеческих качеств, 6, 10). Тем более, когда они бедны и сломлены, и всю жизнь страдают от скитаний, обид и позора — как велико наказание того, кто прибавляет им еще страданий, отнимая у них последний кусок и изгоняя из города!


Комментарий к недельной главе

ГЛАВА ВАЭТХАНАН

Тора учит нас, что в определенных ситуациях снисходительное отношение становится законом. Тот же, кто в подобных случаях продолжает поступать согласно «букве закона», преступает закон.

Талмуд рассказывает о том, как однажды рабочие по неосторожности разбили кувшин с вином, принадлежавший Рабе бар бар Хане. Тот взял у них в заклад одежду, ожидая возмещения ущерба. Поведали об этом раву, и тот приказал: «Верни им одежду!»

— Разве таков закон?

— Таков! «Чтобы ты ходил путем добрых…» (Притчи царя Соломона 2:20)». (Раши поясняет: Чтобы ты поступал снисходительно). Но когда он вернул рабочим их одежду, те сказали: «Мы бедняки, целый день трудились, а теперь голодны, нечего нам есть!» Сказал рав: «Оплати им их труд!»

— Разве таков закон?!

— Таков! Как сказано далее: «… и держался стези праведников» (Баба Мециа 83).

Эту мысль подчеркивает наша недельная глава: «Делай прямое и доброе…» (Дварим 6:18). Разве прямое и доброе не одно и то же? Нет, прямое — это «по закону», а доброе — великодушие, проявляемое «за чертой закона». Потому Раши поясняет: «доброе» — это уступка за чертой закона. Когда человек уступает положенное ему по праву, проявляя снисхождение к ближнему, то и Небеса проявляют снисходительность и милосердие к нему!

Посмотреть полностью

Получайте этот листок на имейл ежедневно!