Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
2448 г. Мирьям говорила отрицательно о своем брате Моше, и была наказана особым заболеванием кожи, цараат. В своем великом смирении, Моше, будучи самым скромным человеком на свете, простил сестру и молился за ее исцеление. Б-г повелел, чтобы Мирьям была на карантине вне стана Израиля в течение семи дней. Из уважения к заслугам Мирьям, весь еврейский народ по велению Б-га ждал ее в течение этого периода, прежде чем продолжить путь.
5. Преуменьшение знаний человека о Торе. Примеры лашон а-ра
Студент ешивы Исраэль недавно женился. Родственники жены счастливы, что породнились со знатоком Торы. Их счастью положило конец ехидное замечание соседа: «Исраэль учится усердно, однако сообразительностью и острым умом не блещет». Сосед, сам того не осознавая, виновен в грехе произнесения лашон а-ра.
Остерегайтесь следующих комментариев в адрес своих ближних: «Кто вам сказал, что Реувен знаток Талмуда?», «Шимона можно назвать глубоким мыслителем весьма условно», «Леви блестяще знает текст Торы? Не смешите меня!», «Йеуда неглупый человек, но не в состоянии придумать ни одной новой концепции» и т. п.
Казалось бы, человек, комментируя подобным образом знания других людей, просто констатирует факт. Ошибка! Все это далеко не так безобидно, как кажется. Такую унижающую оценку (если она правдива) мы имеем право дать кому-то только в том случае, если нашлись желающие учиться у этих людей. И то — крайне осторожно, без преувеличений и излишних эмоций.
Надо каждый раз спрашивать себя: а нужно ли вообще оценивать кого-то вслух? Нельзя ли от оценок воздержаться?
Не стоит спрашивать у других: «Как этот человек учится и учит?» — без крайней на то необходимости, поскольку подобный вопрос легко может спровоцировать произнесение лашон а-ра.
Как себя вести в местах, подобных туалету?
В тех местах, где запрещено произносить святые слова, не разрешается даже размышлять на темы, связанные с Торой (ША 85:2). Исключением является раздевалка.
Однако если кто-то собирается нарушить запрет, то можно сказать ему ровно столько, сколько необходимо, чтобы остановить его, если это невозможно сделать по-другому (там же).
Так как еврею запрещено думать о том, что может привести к сексуальному возбуждению (ША «Эвен а-эзер» 23:3), если нет возможности устранить мысли иным способом (например, подумать о дне смерти, как сказано в Брахот 5а), то можно начать размышлять о словах Торы (МБ 85:13), ведь остановить самого себя от нарушения запрета не менее важно, чем других.
Принято не вносить в туалет продукты, но если их внесли по ошибке, они разрешены к употреблению снаружи («Ишей Исраэль» 3:7).
Раби Дунаш беи Лабрат Алеви (ок. 4680-4750 /ок. 920-990/ гг.) — выдающийся знаток Торы, поэт и грамматик.
Родился в Багдаде, столице Ирака (так арабы назвали покоренную Вавилонию). В юности учился у р. Сеадьи бар Йосефа , последнего гаона ешивы в Суре.
Р. Сеадья говорил, что «не видел подобного ему среди мудрецов Израиля». Переселившись в Марокко, стал раввином и даяном города Феса. Часть времени проводил в Кордове, столице испанского халифата, где был близок к знатокам Торы, сплотившимся вокруг р. Хисдая Ибн Шапрута.
Р. Дунаш ввел в поэзию на иврите рифмы и ритмические построения, близкие по форме к современной ему арабской поэзии. Некоторые его песни широко исполняются до сих пор: например, Дрор йикра («Свободу провозгласят…») поют во время утренней трапезы в шабат, а Девай асер («Отведи печали…») — в конце свадебной трапезы перед Биркат амазон. Позднейшие комментаторы приводят многочисленные фрагменты из исследований р. Дунаша по грамматике языка Торы; в комментариях Раши также содержится около двадцати ссылок на его мнение.