Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
7. Даже не произнося ничего унижающего, можно причинить вред
Вспомним определение: любое утверждение, которое может вызвать боль, душевные страдания или финансовые потери, — это лашон а-ра. И оно остается таковым быть, даже если внешне не содержит ничего оскорбительного или унижающего.
Пример из Талмуда. Рабби Йеуда, рабби Йосе и рабби Шимон бар Йохай сидели и обсуждали обычаи римлян, захвативших Эрец Исраэль. Рабби Йеуда похвалил их за некоторые полезные вещи, которые они принесли с собой (умение прокладывать дороги, строить бани и т. п.). Рабби Йосе промолчал. А рабби Шимон бар Йохай возразил, сказав, что все, что делают римляне, они делают не для блага еврейского народа, а в личных интересах. При этой дискуссии присутствовал Йеуда бен Герим, который пошел и по душевной простоте рассказал в кругу семьи все, что слышал. В результате такого не очень умного поступка поползли слухи о дискуссии трех мудрецов, достигшие в конце концов римских ушей. Рабби Шимону пришлось скрываться, поскольку римляне приговорили его к смертной казни за критические высказывания об их власти.
Заметьте, Йеуду бен Герим никто не предупреждал, чтобы он молчал. Он вовсе не намеревался причинить рабби Шимону вред. Просто он поделился информацией со своими родными, близкими людьми. Но он был обязан подумать о том, что произойдет, если римляне узнают о словах рабби Шимона бар Йохай. Следовательно, Йеуда бен Герим не имел права пересказывать этот разговор. Он обязан был хранить его в тайне.
На что разрешено отвлечься во время Шмонэ Эсрэ
Если с молящегося человека сполз талит, то пока он хотя бы частично висит на нем, можно вернуть его на место, однако когда он уже спал полностью (даже если остался в руках), его следует отложить, облачаться в него во время Шмонэ Эсрэ нельзя (12). Объяснение этому следующее: если талит упал полностью, то его одевают с благословением. Если же он все еще висит на теле, то его возвращают без благословения.
Если упала книга, поднимать ее не следует. Но если это мешает сосредоточиться на молитве, разрешено ее поднять (7).
Если человек молился по памяти и в какой-то момент забыл продолжение молитвы, можно подойти и взять сидур, однако возвращаться на место не следует (8).
Если есть сомнение относительно того, какой текст положено читать сейчас в молитве, можно подойти и взять необходимую книгу, чтобы узнать, каков закон (там же). Более того, если нет другого выхода, можно спросить у знающего человека (там же), разумеется, если тот сам не молится Шмонэ Эсрэ в этот момент. Если во время Шмонэ Эсрэ зазвонил телефон или постучали в дверь, и это мешает сосредоточиться, то можно открыть дверь или поднять трубку по окончанию того благословения, которое человек сейчас произносит. Однако говорить ничего нельзя (5).
Радостными являются не только сами дни праздника Пурим, но и весь месяц Адар. Об этом сказано в девятой главе Книги Эстер: «Месяц, который превратился для них из печального в радостный». Это значит, что природа месяца Адар такова, что в нем враги Израиля усматривают несчастья для еврейского народа, но на деле он оказывается скрытой сокровищницей радости и праздничных дней для Израиля.
В чем же заключается особая сила, которую Израиль приобретает в Адаре? Как мы уже сказали — в том, что в этом месяце он подобен рыбам. Так же как рыбы, которые сильны, ловки и хорошо чувствуют себя в воде — мире, в котором они живут, Израиль силен и хорошо чувствует себя в мире Торы, воды которой поднимаются в этот месяц. Таким образом, Тора приносит им удачу. Ни один враг не может нанести ущерб народу Израиля, если в нем не ослабнет стремление к Торе, как это произошло во время первой войны с Амалеком, о которой мы еще будем говорить, и в самом начале истории Мордехая и Эстер, когда зашло созвездие, покровительствующее Израилю, и над ним нависла угроза уничтожения. Но как только Израиль укрепляет свою связь с Торой, Всевышний немедленно разрушает замыслы врагов и созвездие, покровительствующее Израилю, высоко поднимается на небосклоне.