Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В 2012 году далекое островное государство-архипелаг, находящееся в Микронезии в западной части Тихого океана, выпустило монету с изображением Стены Плача - наиболее святого места для нашего народа. Это было сделано в рамках серии монет, цель которой “подчеркнуть самые захватывающие и исторически важные памятники, существующие в мире”.
Серебряная монета 925-й пробы, весом в 20 грамм, достоинством в 5 долларов, выпущенная тиражом в 2,5 тыс. экземпляров. Очень красивая:
У нас Стену Плача принято называть Западной Стеной (или Котель а-Маарави), далее по тексту буду придерживаться этого названия.
Почему же эта стена, некогда находившаяся за периметром Иерусалимского Храма, обладает таким особым значением и святостью для евреев?
(Напомню, Первый Иерусалимский Храм был построен еврейским царём Шломо, сыном царя Давида)
Попробуем обратиться к одному из комментариев на книгу Песнь Песней (в более привычном нашему уху звучании - “Шир а-Ширим”), составленную царём Шломо. А точнее - к комментарию на один из её стихов.
“Вот Он стоит за нашей Стеной, осматривает из окон, выглядывает через щели” (Шир а-Ширим, 2:9)
В комментарии Рамбана к Шир а-Ширим приводится следующий отрывок. Шхина (символ Б-жественного присутствия) говорит так: “Не моё это место - ни в Кусте (несгорающем кусте, который увидел пророк Моше), ни на Синайской горе, ни в Шатре собрания, до тех пор пока не буду пребывать в Западной Стене Храма”, как говорят про это наши мудрецы (Мидраш Шмот Раба 2:2): “Никогда не удалялось Б-жественное присутствие от Западной Стены, и об этом говорится в Шир а-Ширим “Вот Он стоит за нашей Стеной, осматривает оттуда, и взирает на людей...”.
Из приведенного комментария видно, что даже в то время когда Иерусалимский Храм существовал, основа Б-жественного присутствия также была у Западной Стены!
Более того, все другие места в которых оно было - это не были вполне подходящие места, пока оно не оказалось там...
Мой Учитель, Рав Хагай Прешл, говорит что есть два проявления Б-жественного присутствия:
То, которое распространялось на Иерусалимский Храм, и это было проявление Самого Всевышнего, пожелавшего установить его в этом месте нашего мира.
То, которое находится в Народе Израиля, и во времена Храма оно было у Западной Стены, а когда Храм был разрушен - отправилось с еврейским народом в Изгнание (и это проявление любви к еврейскому народу, среди которого присутствует Сам Творец). Тем не менее, часть его - никогда не удалялась от Западной Стены.
А теперь мы сможем объяснить и продолжение самого этого стиха - “осматривает из окон, выглядывает через щели”. Есть два прототипа: “окно” и “щель”. Принципиальная разница между ними в том, что тот кто стоит за окном и наблюдает - его тоже можно видеть! Но тот, кто выглядывает через щель - сам видит, но его увидеть нельзя!
И за этими двумя прототипами скрываются два периода. Период, когда Иерусалимский Храм существовал - и тогда Б-жественное присутствие было выражено прототипом “осматривает из окон” - т.е. было видно всем.
И период после разрушения Иерусалимского Храма, наше время, когда есть только Западная Стена. Б-жественное присутствие не удалилось оттуда (“стоит за нашей Стеной”), но его уже и не видно как раньше. А только как прототип “выглядывает через щели”...
Теги не заданы