Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Сегодня совершенно незапланированный пост, «ворвавшийся на злобу дня». Случайно наткнулся на просто невероятный набор монет (большое спасибо семье Гдалевич, благодаря которым это произошло и данный пост стал возможным!).
Это набор современных ливанских мелких монет — пиастры (они же «гуруши», или более привычные нашему уху «гроши») и ливры. На аверсе каждой монеты изображены кедры — символ Ливана, вокруг — легенда на арабском языке. Монеты простые, купро-никелевый сплав.
Самое интересное — это название и символика этого набора, посудите сами:
Откуда же на ливанских монетах появилась фраза из Мишлей (27:10) «Близкий сосед лучше далекого брата», надписи на иврите и переплетенные символы Израиля и Ливана?
Оказывается, такие наборы монет в качестве сувениров продавались в конце 70-х годов прошлого века в киоске в северной части Метулы, у пограничного перехода между Израилем и Ливаном, который назывался «Шаар Фатима» («Врата Фатимы»). Проект этого пограничного перехода и модели взаимоотношений, в рамках которой Израиль помогал Ливану и его жителям, назывался «Гадер а-това» («Добрая ограда»).
«Гадер а-това» являлся делом рук тогдашнего министра обороны, Шимона Переса, и включал в себя гражданскую, медицинскую и экономическую помощь жителям южного Ливана, а также военную помощь в формировании Свободной ливанской армии.
До конца 60-х годов между Израилем и Ливаном были нормальные отношения, а граница была совершенно спокойной (Ливан также не принимал участия в Шестидневной войне и в Войне Судного дня). Забора на границе между странами просто не было, и ливанским гражданам разрешалось въезжать в Израиль через погранпереход «Рош а-Никра» для семейных встреч и паломничества.
С началом гражданской войны в Ливане в 1975 г., приведшей к прекращению работы государственных служб и разрушению инфраструктур, ливанские христиане-марониты обратились за помощью к Израилю. Им приходилось бороться с террористами в Ливане, которые взяли под свой контроль значительные территории, а также — с подразделениями Армии освобождения Палестины, которые вошли из Сирии в Ливан. Позже к ним присоединились и подразделения сирийской армии, которые впоследствии стали доминирующей военной силой в Ливане.
В июне 1976 года было решено установить постоянный пункт оказания медицинской помощи ливанцам на границе между Метулой и Кфар-Килой («Шаар Фатима»). Сначала он был предназначен только для христиан, но позже стал помогать всем, кто обращался за помощью. Христиане и мусульмане, друзы и черкесы.
Позднее возле поселения Дов была открыта вторая подобная клиника, третья же клиника была открыта Шимоном Пересом в 1976 году неподалеку от кибуца Ханита. До сентября 1976 года 6208 ливанцев получили медицинскую помощь в Израиле, сотни лечились в больницах. Многие израильские граждане пожертвовали оборудование и оказали финансовую помощь этим клиникам.
Также жителям южного Ливана было позволено въезжать в Кирьят-Шмону на своих автомобилях, менять ливанские лиры на израильские лиры в филиалах банка «Леуми» и приобретать продукты питания, топливо и другие товары в Израиле. Более того, южноливанским фермерам было разрешено продавать свой урожай табака в Израиле, поскольку гражданская война не позволяла им сделать это в Ливане (табак был основным источником дохода жителей юга).
Также Израиль передавал оружие христианским формированием Ливанской армии, боровшимся с исламским ополчением, которое сотрудничало с «Армией освобождения Палестины». Кроме того, оказывалась и «почтовая помощь» — жители Ливана отправляли почту через Израиль родственникам за границей (сначала через почтовое отделение, открытое в «Шаар-Фатиме», а позже и Почта Израиля стала доставлять входящие письма и посылки жителям Южного Ливана).
Послесловие, как говорится, излишне…
Действительно, близкий сосед лучше далекого брата!
Дай Б-г и нам удостоиться!
Теги не заданы