Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Автор публикации — Йеуда Аврех, фото автора.
В одном из своих наиболее ярких произведений поэт Борис Слуцкий с грустью пересказывает антисемитский миф: «Евреи — люди лихие, они солдаты плохие: Иван воюет в окопе, Абрам торгует в рабкопе». Действительно, в бывшем СССР, оплоте показного интернационализма, подвиги евреев-фронтовиков всячески замалчивались.
Герой нашей статьи, подполковник в отставке Давид Зельвенский, в течение тридцати лет тайно собирал свидетельства еврейского героизма. Он рисковал своей карьерой, однако с выбранного пути не свернул. Когда железный занавес рухнул, и Зельвенский приехал на историческую родину, он воплотил в жизнь давнюю задумку — создал военно-исторический музей «Энергия мужества» в Хадере.
Но начнем по порядку. 10 октября 1930 года в молдавской Рыбнице появился на свет мальчик, которого назвали Давидом. Несколько поколений его предков выбрали военную карьеру и принимали участие в шести войнах, включая две мировые. Когда Давид Зельвенский достиг возраста еврейского совершеннолетия, семью постигло тяжелое горе: капитан Соломон Зельвенский, отец Давида, погиб на фронте.
Кадровым военным стал и сам Давид, дослужившись до звания подполковника. Параллельно он получил историческое образование и с 1965-го года участвовал в крупных музейных проектах, которые были представлены на строгий суд взыскательной публики в Тирасполе, Кишиневе, Томске, Ленинграде и Москве. Он создал Музей 14-й армии, руководил отделом музея воинской славы Молдовы, а также организовывал походы молодежи по боевым местам. Зельвенский продемонстрировал владение не только оружием, но и пером, написав четыре монографии по истории армейских символов и традиций.
Параллельно Давид Зельвенский занимался возрождением еврейской жизни в экс-СССР. Когда было принято решение восстановить известную в прошлом кишиневскую ешиву, именно Давид возглавил этот проект и в течение трех лет выполнял функции директора учебного заведения. А на исторической родине оказался востребованным музейный опыт подполковника Зельвенского.
«Когда мы в 1994 году приехали в Израиль, — рассказывает Давид Зельвенский, — я был очарован и шокирован. Очарован еврейскими солдатами и героями израильских войн, и шокирован тем фактом, что здесь ни в одном музее нет должного свидетельства об участии евреев в боях против нацистов. В “Яд ва-Шем” евреи представлены поверженными и согбенными… А где еврейское мужество, где многовековая традиция защищать свой народ?!»
Чтобы побеждать в войнах, нужно знать историю. У Зельвенского родилась идея создания музея «Энергия мужества», в котором главенствовал бы еврейский взгляд на битвы и сражения, героизм поколений, которые на протяжении веков хранили верность Торе, традициям и своему народу. Немало слов сказано о героях Масады и участниках восстаний в гетто, которые предпочли бороться с врагами до последней капли крови. При этом надо помнить и о тех, кто сознательно уходил в изгнание, чтобы сберечь народ Израиля и его традиции, храня в сердце надежду на будущее возрождение.
Кроме того, что Давид Зельвенский — опытный офицер, он еще и профессиональный педагог и воспитатель. Он создал удивительный музей. Посетители «Энергии мужества» ощущают не только гордость за еврейский народ, но и обязанность нести эстафету дальше, хранить традиции отцов и передавать их новым поколениям. Поэт Евгений Евтушенко оставил следующую показательную запись в книге гостей: «Я писал о Бабьем Яре, о расстрелянных и задушенных евреях. Еврей в истории всегда представлялся гонимым, слабым. С ним не принято было ассоциировать такие качества, как стойкость и мужество. Увиденное и услышанное здесь перевернуло мои представления о еврейском народе».
Коллекция, которую кропотливо собрал Давид Зельвенский, огромна и интересна. За каждым экспонатом, фотографией и стендом стоят конкретные люди и скрывается богатая история. Вот непримечательный, на первый взгляд, ключ от дома. В июне 1941 года родители, спасавшиеся от фашистов, повесили его на шею дочке-школьнице. Из всей семьи выжила лишь она одна. Но ключ девочке так и не пригодился — на месте дома она обнаружила лишь пепелище. А вот фронтовые спички, которые, несмотря на их почтенный возраст, можно с легкостью зажечь. Вот заголовки советских газет 1948-го года: «Разгромить и уничтожить врага». О каком враге идет речь, если война уже кончилась? О «безродных космополитах» еврейской национальности.
Символы музея — Тора, скрипка и меч
Слева на фотографии — школьники, которых спас от гибели солдат Алексей Нейков. Автобус, который перевозил 46 детей, пытался взорвать террорист, но Алексей вовремя блокировал его автомобиль своим джипом и погиб. Спустя 10 лет участники тех событий посетили музей..
Тамара Штейман, переводчица, которая принимала участие в Нюрнбергском процессе. Стенд посвящен суду над нацистскими преступниками. Справа — 10 повешенных сыновей Амана, упоминающиеся в Свитке Эстер, в котором, кстати, предсказана дата Нюрнбергского процесса, слева — 10 нацистов, приговоренных к повешению.
Тфиллин, молитвенник и шофар, принадлежавшие Рыбницкому ребе, духовному лидеру и раввину Рыбницкого гетто
Сверху справа — Цви Гармати, участник боев в Польше (1939 г.), командир партизанского отряда во время ВОВ, а позднее — боец ПАЛЬМАХ. В декабре 1941 г. в битве за Москву Гармати с разрешения начальства зажег символическую ханукию, выпустив залп трассирующих пуль.
Евреи-офицеры, принимавшие участие в Первой мировой войне, готовятся к пасхальному седеру
Законы для солдат, составленные крупнейшим раввином последних веков рабби Исраэлем-Меиром а-коэном, известным как Хафец-Хаим.
Свитки Торы и страницы Талмуда, изорванные в клочья во время кишиневского погрома в 1903 г. (справа) и фашистской оккупации (слева).
Школьники, курсанты, солдаты, боевые офицеры ЦАХАЛ, учителя израильских школ и раввины — частые гости музея Давида Зельвенского.
Человек, который приходит в этот музей, получает порой ответы на самые неожиданые вопросы:
Как звали первого российского адмирала-еврея? Подсказка: самая известная улица в Одессе названа в его честь.
Разрешает ли Галаха носить Георгиевские кресты (которыми были награждены сотни евреев, участвовавших в сражениях)?
Сколько евреев сражалось во Второй мировой войне, и в армиях каких стран?
Почему на парадном оружии Военно-морских сил США изображен магендавид?
Каждый квадратный сантиметр музея пронизан безграничной любовью Давида Зельвенского к еврейскому народу. Невозможно передать всю глубину и эмоциональность собранных экспонатов, не увидев их.
Музей «Энергия Мужества», Хадера, улица Милхемет Шешет аЯмим, 20. Тел. 04-622-2202, 054-586-3636
Теги: ЦАХАЛ, ВОВ, Энергия мужества, День Победы, Давид Александрович Зельвенский