Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Сначала несколько задач, а потом сам текст заметки, не связанный с задачами. Поэтому, если кто-то не любит лишних вопросов, может сразу пропустить вопросник и перейти к тексту, он сегодня снова немного на тему войны в Газе.
Рассказывали, что в одной из раввинских школ Америки (такие школы у нас называют просто ешивами) на экзаменах предлагают всякие хитроумные задачи (которые в наших ешивах любым учеником решаются за пару минут). Так вот! Поскольку читатели моей авторской колонки на Толдот просили приводить им разные задачи, а с ответами не спешить, т.е. ответы можно давать в следующем выпуске, то вот вам тройка таких вопросов.
1) Приведите пример работы, которая в субботу разрешена, а вот в йом-тов (праздник) человек, ее совершивший, будет наказан страшным наказанием – ударами ремнем (מלקות).
2) Задача совсем простая. Скоро Пурим, а потом недалеко Песах и дни Омера. Вопрос: в чем календарная похожесть между Пуримом и днем Лаг-Баомер?
3) Чуть сложней. Вы собрались есть яблоко, после которого, как известно, надо произнести браху Борэ нефашот. Однако, перед тем как ее произнести, вы съедаете еще маленький кусочек яблока – и не надо вам говорить Борэ нефашот! Что это за случай?
Если вы не ответите ни на один из вопросов, ничего страшного (помню, я тоже не ответил). Это всего лишь означает, что вы не учитесь в раввинской американской школе.
А теперь основной текст моей заметки. Евреи воюют с террористами, которые сами начали эту войну, устроив насилия, убийства и другие страшные зверства в октябре прошлого года. И тут буквально позавчера вдруг сообщают, что высокие люди из ООН (как известно, крайне дружественная евреям организация) требуют от еврейского командования расследования. Мол, еврейские бойцы насилуют арабских женщин, грабят арабское население и крадут детей! Вот только их детей нам не хватало. Даже слова такие страшно писать. Но гои уверены, что мы, еврейский народ, такие же, как они. Они на войне делают все эти неприятные вещи, а значит, и мы (ндБ). Не знаю, какое, извините, "расследование" будет приведено, нашей семье лично люди, нам очень и очень близкие, воюющие в Газе, сделав круглые глаза, сказали, что этого быть не может! И мы знаем, что не может.
Вот на эту тему у меня текст. В прошлый раз мы с вами говорили о гете, разводном листе. Отрывок из трактата Гитин 89. Разводясь, муж должен вручить в руки жене гет. Причем и написать (или заказать у писца), и вручить – добровольно. Никто принудить его к этому не может: ни жена, ни ее родственники, ни другие люди. Но есть, оказывается, случаи, когда можно заставить человека дать развод жене. Их не много: когда жена не может жить с мужем, например, физически (ну не знаю, пива слишком много пьет, сами придумайте пример) или когда брак запрещен законом, такое бывает.
Подобный гет, данный под давлением еврейских раввинов-даянов, называется гет-меусэ. Только раввинский суд в подобных случаях может принудить мужа к разводу – и то лишь тогда, когда муж, в результате давления на него, скажет, что дает гет жене по собственному желанию.
Об этом сказано в Талмуде: если судьи "давили" на мужа в рамках закона (без обмана или насилия) – гет-меусэ действителен; если превысили допустимую меру давления – гет недействителен.
А теперь короткая история, которая приводится в Гмаре посреди обсуждения этой темы. Дело было в Вавилоне. Встретил однажды великий учитель Абае другого мудреца, рава Йосефа, который, в качестве судьи, занимался "разводами по принуждению". Сказал ему Абае: известно, что подобные вопросы могут разбирать только судьи Святой земли, а у нас нет полномочий; почему ты их разбираешь? Ответил рав Йосеф: мы тут в Бавэле – посланцы судей Эрец Исраэль; например, можем разбирать дела относительно кредитов и обязательств (для которых тоже нужны полномочия судей). Возразил Абае: если так, то почему – а это известно – мы не можем разбирать дела в судах относительно краж и физического насилия? Ответил рав Йосеф: потому что кредиты и прочие финансовые вопросы – дело обычное в еврейской среде, а кражи и насилие – нонсенс! На арамейском языке – ми́лта-дело́-шхи́ах.
Историю мы привели только для того, чтобы заметить: даже за пределами Израиля в течение, по крайней мере, пяти столетий после разрушения Храма краж и насилия в еврейской среде не было. Да и в последовавшие затем пятнадцать столетий тоже. Недаром сказано – нонсенс!
Это на тему, могли ли еврейские солдаты опуститься до гойского поведения на войне. Не дай Бог!
(Пожалуйста, только не рассказывайте мне о еврейских головорезах и мафиози Чикаго и Одессы. Когда в людях не остается ничего еврейского, не о нас будь сказано, всякое с ними происходит.)
Ответы на задачи в следующем выпуске давать?
Теги: Талмуд, Мудрецы, Мусар, Гет, война, Этика, Развод Пурим, Омер