Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Тяжелые дни переживают евреи

Отложить Отложено

Причем не в одном лишь Израиле, но по всему миру. К примеру, на десятках домов Парижа антисемиты нацарапали Маген-Давид, знак, которым пометили евреев для, так сказать, ожидаемого погрома. Мы, израильтяне, думаем, что нам непросто, что на нас поднял звериную лапу чуть ли не весь мир – а каково парижским евреям? На них подняли лапу соседи, те, с кем они вместе учились, с кем вместе работают, те, кого они привыкли считать за людей. Во времена гитлеровской оккупации парижане были готовы все как один отметить еврейскими знаками свои дома – в знак солидарности, но только не теперь, когда французской улицей заправляют мусульманские радикалы и даже тамошний президент вынужден считаться с этой безумной силой.

Трудно нам как народу? Необычайно. И всё же мы чувствуем себя в безопасности, когда собрались вместе. Так повелось из века в век, еще со времен нашего праотца Яакова. Бывали эпохи и пострашней нынешних: гонения, изгнания, геноцид, лишение всех прав. Выжили! И если теперешнее поколение думает, что оно особенное, поскольку на его долю выпало несколько десятилетий относительного спокойствия и благополучия – то это ошибка, аберрация исторического зрения. "Эсав ненавидит Яакова" – тут ничего не поделаешь, таков закон человеческого мироздания, об этом написано в Торе, придется сжать волю в кулак и снова выжить.

А если у кого назревает психическое расстройство на тему "ах, как же так, ООН против нас, Европа против нас, все арабы сейчас как бросятся на народ Израиля" – то от этого есть лекарство, даже три: (1) займемся поддержкой близких, подставим плечо слабым; (2) будем молиться, молитва всегда спасает, а также займемся Торой и Талмудом – это лечит в первую очередь, опыт, освоенный столетиями; (3) читаем книгу Теилим! Ну и помощь тем, кто воюет, это даже вне списка.

Да! Чуть не забыл. Поменьше негативных эмоций. Особенно в адрес близких. Да и дальних евреев тоже. Замечать будем только хорошее. А с критикой подождет до других времен. (Включая критику моей статьи.))

**

Между тем занялся я поиском законов Торы, которые актуальны именно в наши дни. Не о том, что делать во время сирены и куда бежать. Все знают, что делать и куда бежать. Но, например, такой случай: человек омыл руки перед трапезой (сделал нетилат ядаим) и собрался есть хлеб с брахой (амоци лехем), как вдруг раздалась сирена и он срочно спускается в убежище или перебирается в "охраняемую комнату". Вопрос, не была ли браха, сказанная во время омовения рук, напрасной?

Это важная вещь, ибо возникает сомнение – надо ли будет ее повторить.

Ответ. Если вышел на короткое время, ни с кем не разговаривал и руки остались в чистоте, может, вернувшись, сказать браху над хлебом. Но если провел в убежище продолжительное время и отвлекся от того, что он находится посреди процесса начала трапезы с хлебом, должен, вернувшись, снова омыть руки с благословением, причем благословение, которое он уже произнес, задним числом не будет считаться произнесенным напрасно – ведь в тот момент человек на самом деле собирался разрезать хлеб и приступить к трапезе. (Так написал Ритва: если еврей омыл руки, но потом передумал есть хлеб, произнесенная им браха не считается напрасной.)

Не знаю, соблюдают ли законы Торы мои читатели, но даже если не очень соблюдают, все равно считаю нужным сообщить им именно этот закон. Потому что наши предки, совсем недавние поколения, в такой ситуации оказывались не раз. Собираются сесть за субботний стол, омыли всей семьей руки – и тут напали казаки, враги, погромщики, надо бежать, спасаться. Спаслись, поднимаемся из укрытия: погромщики пронеслись мимо, как стадо диких носорогов. Начинаем субботнюю трапезу. Будем омывать руки заново?

Слава Богу, мы не живем в страхе перед погромом. Но есть другие страхи, другие испытания. На наш народ напали звери. Будем защищаться с Божьей помощью. И победим.

Теги: Закон, история, Субботняя трапеза