Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Найди себе наставника, и избегай неопределённости, и не привыкай отмерять десятины на глаз»Пиркей Авот 1, 16

Иногда даже отцу не верим

Отложить Отложено

Интересные вещи иногда написаны в Талмуде, которые часто касаются нас с вами, но в реальности выглядят несколько иначе, не так, как о них сообщает Талмуд. Одна из таких тем – принадлежность человека к евреям, или к коэнам, или даже, извините, к мамзерам (людям особого статуса, который часто переводится как "незаконнорождённые").

Тема показалась мне несколько опасной, так что сначала я ее записал, а потом сел раздумывать – стоит ли вывешивать. И решил, что стоит. Почему нет, если такой вопрос существует?

Смотрите. Допустим, люди, давно приехавшие в Израиль, живут обычной семейной, многодетной жизнью – и вдруг появляется некто, кто заявляет в общине, что данная семья – никакие не евреи. Раввин удивлен, все люди в общине удивлены: с кем же мы молились много лет в одном миньяне? Возникает вопрос: верим ли человеку, который принес это шокирующее известие? Или верим семье, которая говорит, что на нее наведен поклеп? Кто должен привести доказательство?

Проблема возникла при изучении трактата Кидушин, лист 79. Там сказано: если некто свидетельствует о ребенке, которого ему родила жена, что тот незаконнорожденный, то еврейский суд его свидетельство не принимает, а предлагает молча выйти и прикрыть за собой дверь.

Короче говоря, отец (даже отец!) не может опорочить своего ребенка ни перед раввинами в суде, ни в приватной беседе. Вопрос: а не порочащие сведения о нем он сообщить может?

То, что написано в Талмуде, понятно и больших усилий ни от кого не требует. Чтобы понизить "статус происхождения" еврея, мало простого заявления, требуются объективные свидетели – числом не меньше двух. Что такое "понизить статус происхождения"? (Термин, только что мной придуманный; Тора использует другие выражения.) Это означает, что человека из рода коаним (священников) хотят объявить не коэном, или того, кто рожден евреем, собираются низвести до звания "принявшего еврейство", или рожденного в супружеской паре переводят в разряд, рожденных мамой неизвестно от кого, и т.д.

Итак, если кому взбрела в голову мысль "понизить" другого, такое "понижение" надо доказать. А пока доказательств нет, любой человек продолжает считаться тем, за кого мы его принимали с самого начала.

Ну а если мы хотим "поднять статус" человека – тоже нужны доказательства?

Читаем Талмуд. Некий еврей уехал вместе с женой далеко от еврейской общины. Кто он такой, нам хорошо известно. Теперь они вернулись, и вместе с ними – их дети. Он так и говорит: это моя жена, а это наши дети. Мы ему верим. И не надо приводить доказательства или свидетелей.

О чем идет речь в этом положении Талмуда? О разрешении на брак. Например, согласно закону Торы, разведенная женщина не имеет право выйти за коэна. И если она преступит закон и станет женой коэна, ее дети не будут коэнами и им запрещены работы в Иерусалимском храме. (Вот и все ограничения в данном случае. Никаких порочащих слухов! Никаких сплетен за спиной!) Теперь приехала к нам еврейская семья. Могут ли их девочки выйти замуж за коэнов? И могут ли их мальчики (если папа был коэном) вести службу в Храме? А вдруг их всех там, за границей, усыновили? Тогда вообще возникает подозрение: да евреи ли они вообще? Ответ: мы, еврейская община, считаем их вполне кашерными евреями – полагаясь на слова папы. А если у кого возникнут сомнения – пускай изыскивает доказательства. (А будет настаивать – можем и отлучить, чтобы не наводил на людей напраслину.)

Тут важный момент: папа известен нам как еврей. И пока не доказано, что он обманщик именно в данном вопросе, мы ему верим.

Чтобы принизить статус человека, нужны доказательства. (Даже если попытку "понижения" предпринимает сам отец.) Так работает еврейская "презумпция невиновности". Можно сказать – презумпция кашерности. Но чтобы считать статус приехавшего к нам человека изначально высоким, достаточно простого заявления о нем ближайших родственников.

Из восточной Европы приезжают в Израиль люди и говорят, что они коэны. Добро пожаловать! Они могут без всяких справок благословлять евреев в синагоге благословением коэнов. Община ответит амен.

Мы прочитали только одну строку из Талмуда ("Пришел человек и заявил, показывая на ребенка, что сын, которого ему родила жена, – мамзер. Верить этому человеку нельзя"). Но и одной строки достаточно, чтобы увидеть, как мало силы у любого члена традиционного еврейского общества, чтобы опорочить своего ближнего. Ему не верят. А значит, может не стараться!

Примечание. Речь в статье идет о порочащих слухах. Они запрещены. Но в силу объективных и даже исторических обстоятельств, тем не менее, для переезда в Израиль нужны документы, подтверждавшие еврейство, и они нужны, когда кто-то из приехавших хочет устроить хупу своим детям или записать своего ребенка в религиозную школу и т.д. Однако это уже не тема Талмуда, а вопрос отношения государства или религиозной школы к тем, кто к ним обращается. То, чем Талмуд в принципе не занимается. Главное мы сегодня выучили: порочить евреев на уровне разговоров и пустых, не подтвержденных заявлений нельзя.

Теги: Талмуд, Мусар, Этика