Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если он купил книги на деньги, предназначенные для милостыни, он должен внимательно следить за тем, чтобы постоянно одалживать их другим, если не учится по ним сам — в этом случае ему принадлежит преимущественное право пользования ими.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Каждому по его восприятию

Отложить Отложено

Ровно год назад, когда евреи читали в синагогах недельный раздел Экев, мы с вами обратили внимание на то, что, оказывается, заповедь учить Тору, развивать ее, открывать в ней новое, была дана только пророку Моше и его потомству, а остальным было заповедано исполнять Тору практически. Написано, что Всевышний приказал пророку Моше (Дварим 10:1): "Выпили себе две каменные скрижали – как первые". Слово "себе" мудрецы Гмары (трактат Недарим 38, стр.1) именно так и объяснили: Тора как предмет изучения была дана одному роду Моше, но не всему Израилю.

Однако Моше был добрым человеком, под стать нам с вами: он передал Тору всем евреям. О Моше сказано: "Добрый глаз будет благословен" (добрый глаз здесь – тот, кто благорасположен к людям). То есть, еврей, будь щедрым, дари – и тебе будет дано благословение.

Можем спросить: а почему так? Что было бы, если бы Моше, не дай Бог, не попросил Всевышнего дать такой ценный подарок всему народу? Или такая форма вопроса: ангелы плакали, что не получили Тору – вот и попросил бы Моше за ангелов тоже, они бы ее получили? (Люди видели, что Тору получили не они, а один Моше, и не написано, чтобы заплакали. Но получили. А ангелы расстроились – тем более должны были получить!) Как много вообще зависит от одного человека? Разве в программе Создания мира уже все было закреплено? Тогда причем тут "добрый глаз" пророка?

Помню, на одном семинаре за границей этот вопрос обсуждали со студентами. И они постановили, что Тора была дана Моше, но по замыслу ее планировалось дать всем евреям. Моше это понял – и попросил Творца так и поступить.

Но почему не сразу, почему через Моше? Наверное, потому, что она действительно не очень им годилась. Могли с учебой не справиться. Могли потерять умение ее изучать в поколениях. Но увидели, что Моше в них поверил. В том смысле, что сказал: вы тоже можете! И это так повлияло на евреев, что они смогли!

Каждый совет (а дарование Торы – это явный совет ее учить) дается лишь тому, кто его может выполнить. Привожу пример из своей практики. Когда даю уроки русскоязычным евреям, особенно тем, кто помнит порядки, что творились у нас на географической родине, всегда прошу их, внушаю им, настаиваю на том, что они обязаны вести друг с другом предельно мягко: не делать замечания другим, никого не поучать, стараться не обидеть словом или даже намеком, ничего друг от друга не требовать, стоять за честь другого еврея – как за свою. И все мои слушатели обязательно со мной соглашаются. Но я же – провокатор, я спрашиваю: со всеми так надо поступать? Отвечают: со всеми. И тогда я произношу фразу-заготовку: ну, значит, и с нашими детьми; а то я за вас переживал, думал, что вы дергаете своих детей, вечно пристаете к ним с поучениями и назиданиями.

Аудитория несколько секунд сидит молча, потом кто-то подает робкий голос несогласия, через минуту-две возмущены все: нет, с детьми такой номер не пройдет! кто их научит? кто им преподаст? какими людьми они вырастут?

Я вздыхаю, и мы начинаем первый урок по воспитанию детей. Называется: воспитание родителей.

Но вот попал я на американский семинар. Там у меня была несколько другая аудитория. Люди прожили в Америке 20-30 лет, набрались нового подхода к жизни, обмякли, сделались менее напористыми. С возрастом у большинства такая метаморфоза наступает. А тут еще американское еврейское окружение, где не принято обижать друг друга без нужды, где принято детям позволять многое. Встречаются и среди них Железные Феликсы, но в той среде они уже диковинные одиночки. И что вы думаете? Пришлось выбрать для них другую модель преподавания: будьте немного настойчивее, не проходите мимо непорядка, умейте сделать замечание, потому что Тора требует: учи окружающих правильному поведению.

Для "русскоязычных" из Вост. Европы и даже Израиля: никогда ни за что, никому не делайте замечаний. Для "американцев": никогда не молчите, не бойтесь одернуть, если видите непорядок.

Одни спрашивают: всегда воздерживаться от замечаний и выяснения отношений? Отвечаю: всегда без исключения. Другие спрашивают: всегда осаживать того, кто потупил неправильно? Отвечаю: всегда без исключения.

Почему такая "сегрегация"? Почему одним так, другим иначе?

Потому что, если "американцам" сказать: будьте жестче и требовательней – они все равно ни за что не станут более требовательными. Но хотя бы будут знать, что иногда именно это от них требуется.

Если "русскоязычным" сказать: будьте терпимей, не мучайте друг друга нравоучениями и обидами – они вряд ли станут покладистей в ближайшую пятилетку, а так и продолжат линию жесткого воздействия на своих ближних и дальних. Но хотя бы будут знать, что именно незлобивость и сострадание от них требуется.

Кстати, есть еще "восточные". Им по нраву, когда рассказ о Торе идет через сердце, с добавкой чего-нибудь назидательного, из жизни мудрецов, с агадой. Давал я "бухарским" уроки в Лондоне, маленьком городке под Торонто в Канаде. Слушали очень эмоционально. Это такое правило: с теми, кто из Европы – разговаривай, апеллируя к разуму: смотрите, какая Тора мудрая, для них важны логика и вывод; с ашкеназами из Северной Америки беседуй с позиции выгоды: вот как много выигрывает человек в жизненной позиции, если он занимается Торой; а с теми, с Востока, – через сердце – к чувствам.

Каждому – по мере его традиции, воспитания и восприятия. Как и с дарованием Торы: каждому – по способностям. Моше мог учить Тору – он получил такую возможность. Евреям это было трудно – им и не было дано. И лишь после того, как Моше за них заступился и они подтвердили свою готовность учить ее серьезно и постоянно – им была вручена Тора в том же объеме, что и Моше.

Теги: Талмуд, Дети, Хидуш, Мусар, Моше, Недельный раздел Торы, Этика