Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Ровно год назад, когда евреи читали в синагогах недельный раздел Экев, мы с вами обратили внимание на то, что, оказывается, заповедь учить Тору, развивать ее, открывать в ней новое, была дана только пророку Моше и его потомству, а остальным было заповедано исполнять Тору практически. Написано, что Всевышний приказал пророку Моше (Дварим 10:1): "Выпили себе две каменные скрижали – как первые". Слово "себе" мудрецы Гмары (трактат Недарим 38, стр.1) именно так и объяснили: Тора как предмет изучения была дана одному роду Моше, но не всему Израилю.
Однако Моше был добрым человеком, под стать нам с вами: он передал Тору всем евреям. О Моше сказано: "Добрый глаз будет благословен" (добрый глаз здесь – тот, кто благорасположен к людям). То есть, еврей, будь щедрым, дари – и тебе будет дано благословение.
Можем спросить: а почему так? Что было бы, если бы Моше, не дай Бог, не попросил Всевышнего дать такой ценный подарок всему народу? Или такая форма вопроса: ангелы плакали, что не получили Тору – вот и попросил бы Моше за ангелов тоже, они бы ее получили? (Люди видели, что Тору получили не они, а один Моше, и не написано, чтобы заплакали. Но получили. А ангелы расстроились – тем более должны были получить!) Как много вообще зависит от одного человека? Разве в программе Создания мира уже все было закреплено? Тогда причем тут "добрый глаз" пророка?
Помню, на одном семинаре за границей этот вопрос обсуждали со студентами. И они постановили, что Тора была дана Моше, но по замыслу ее планировалось дать всем евреям. Моше это понял – и попросил Творца так и поступить.
Но почему не сразу, почему через Моше? Наверное, потому, что она действительно не очень им годилась. Могли с учебой не справиться. Могли потерять умение ее изучать в поколениях. Но увидели, что Моше в них поверил. В том смысле, что сказал: вы тоже можете! И это так повлияло на евреев, что они смогли!
Каждый совет (а дарование Торы – это явный совет ее учить) дается лишь тому, кто его может выполнить. Привожу пример из своей практики. Когда даю уроки русскоязычным евреям, особенно тем, кто помнит порядки, что творились у нас на географической родине, всегда прошу их, внушаю им, настаиваю на том, что они обязаны вести друг с другом предельно мягко: не делать замечания другим, никого не поучать, стараться не обидеть словом или даже намеком, ничего друг от друга не требовать, стоять за честь другого еврея – как за свою. И все мои слушатели обязательно со мной соглашаются. Но я же – провокатор, я спрашиваю: со всеми так надо поступать? Отвечают: со всеми. И тогда я произношу фразу-заготовку: ну, значит, и с нашими детьми; а то я за вас переживал, думал, что вы дергаете своих детей, вечно пристаете к ним с поучениями и назиданиями.
Аудитория несколько секунд сидит молча, потом кто-то подает робкий голос несогласия, через минуту-две возмущены все: нет, с детьми такой номер не пройдет! кто их научит? кто им преподаст? какими людьми они вырастут?
Я вздыхаю, и мы начинаем первый урок по воспитанию детей. Называется: воспитание родителей.
Но вот попал я на американский семинар. Там у меня была несколько другая аудитория. Люди прожили в Америке 20-30 лет, набрались нового подхода к жизни, обмякли, сделались менее напористыми. С возрастом у большинства такая метаморфоза наступает. А тут еще американское еврейское окружение, где не принято обижать друг друга без нужды, где принято детям позволять многое. Встречаются и среди них Железные Феликсы, но в той среде они уже диковинные одиночки. И что вы думаете? Пришлось выбрать для них другую модель преподавания: будьте немного настойчивее, не проходите мимо непорядка, умейте сделать замечание, потому что Тора требует: учи окружающих правильному поведению.
Для "русскоязычных" из Вост. Европы и даже Израиля: никогда ни за что, никому не делайте замечаний. Для "американцев": никогда не молчите, не бойтесь одернуть, если видите непорядок.
Одни спрашивают: всегда воздерживаться от замечаний и выяснения отношений? Отвечаю: всегда без исключения. Другие спрашивают: всегда осаживать того, кто потупил неправильно? Отвечаю: всегда без исключения.
Почему такая "сегрегация"? Почему одним так, другим иначе?
Потому что, если "американцам" сказать: будьте жестче и требовательней – они все равно ни за что не станут более требовательными. Но хотя бы будут знать, что иногда именно это от них требуется.
Если "русскоязычным" сказать: будьте терпимей, не мучайте друг друга нравоучениями и обидами – они вряд ли станут покладистей в ближайшую пятилетку, а так и продолжат линию жесткого воздействия на своих ближних и дальних. Но хотя бы будут знать, что именно незлобивость и сострадание от них требуется.
Кстати, есть еще "восточные". Им по нраву, когда рассказ о Торе идет через сердце, с добавкой чего-нибудь назидательного, из жизни мудрецов, с агадой. Давал я "бухарским" уроки в Лондоне, маленьком городке под Торонто в Канаде. Слушали очень эмоционально. Это такое правило: с теми, кто из Европы – разговаривай, апеллируя к разуму: смотрите, какая Тора мудрая, для них важны логика и вывод; с ашкеназами из Северной Америки беседуй с позиции выгоды: вот как много выигрывает человек в жизненной позиции, если он занимается Торой; а с теми, с Востока, – через сердце – к чувствам.
Каждому – по мере его традиции, воспитания и восприятия. Как и с дарованием Торы: каждому – по способностям. Моше мог учить Тору – он получил такую возможность. Евреям это было трудно – им и не было дано. И лишь после того, как Моше за них заступился и они подтвердили свою готовность учить ее серьезно и постоянно – им была вручена Тора в том же объеме, что и Моше.
Теги: Талмуд, Дети, Хидуш, Мусар, Моше, Недельный раздел Торы, Этика