Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Дорогие читатели, прошу прощения за длительное отсутствие. К счастью, сначала были праздники, а потом появились всякие нормальные жизненные неурядицы и проблема денег, на которую нужно тратить время. Кстати, Хафец Хаим поэтому поводу говорил следуещее: в Америке говорят — время деньги (цайт из гелт, на идиш). А я говорю, деньги — время (гелт из цайт). То есть деньги — это время потраченное на то, чтобы их заработать. А если они есть, то это время, которое можно потратить на что-нибудь еще.
Итак продолжим обсуждение разных условий необходимых для того, чтобы сообщить лашон ара о проступке из категории бен адам лъхаверо (между человеком и человеком).
Третье условие, тоже относящаесе к достоверности информации — нельзя преувеличивать вину того, о ком говорят лашон ара для пользы.
а) источник этого условия очевиден.
б) Соблюдается оно также как и предыдущее.
в) что будет если оно не соблюдено — если мы преувеличили и выставили человека более виноватым, то в некоторой степени — это клевета. Конечно, не так ужасно как в случае с предыдущем условием, но все равно выйдет, что мы оболгали другого человека.
г) исключения у этого правила есть, но к нашему случаю не применимы.
д) как оно выполняется:
Рабинович увидел на первой полосе в местной газете фотографию улыбающихся мэра и Рами Леви, пожимающих друг другу руки. Мэр объявлял о том, что Рами Леви открывает новый супермаркет в Н-ске, а город, чтобы поощрять бизнес, снижает налоги для Рами Леви на 50% на пять лет. Да — Гольдштейн правду сказал, дали Рами Леви налоговые льготы. Но все-таки не до нуля. Хотя бы половину полагающихся налогов он платить будет.
Предыдущие три условия относились к достоверности информации. Остальные условия относятся к конструктивности сообщаемой информациии, проще говоря, будет ли от нее польза или нет.
Первое из них относится даже не к самой информацие а к человеку, который ее сообщает. Как мы учили в далеком прошлом (см. https://toldot.com/blogs/leib/leib_277.html и https://toldot.com/blogs/leib/leib_315.html), в лашон ара есть две составляющих (шней диним на языке ешив), как описывает рабену Йона в книге Шаарей Тешува:
«Тот, кто произнес лашон ара, совершил двойное (зло): причинил вред и стыд своему ближнему, а также избрал возможность обвинить его, и приговорить его, и злорадствовать над его бедой».
Отсюда следует, что намерение и эмоциональный заряд произнесенных слов делают их запретными, независимо от их способности принести кому-то вред. И даже если от информации может быть какая-то польза, тем не менее, если человек сообщает ее не ради этой самой пользы, а чтобы сделать кому-то плохо или из злорадства, то это запрещено (Хафец Хаим, Законы Рехилут, гл. 9, Беер Маим Хаим 3). Даже если присутствует бесспорная обязанность сообщить отрицательную информацию о человеке, то необходимо работать над собой и сообщить ее ради пользы.
Источник этого условия мы уже привели — это слова Рабейну Йоны (см. также Талмуд Арахин и Хафец Хаим, Законы лашон ара, гл.3, Беер Маим Хаим 6-7).
Выполняется оно тем, что в момент сообщения отрицательной информации о другом человек, нужно иметь в виду, что я это делаю ради пользы и с целью улучшить или предотвратить возможный ущерб.
Исключений у этого правила нет, насколько я знаю.
Что будет если это правило не будет соблюдено, то есть вся информация будет достоверна, и принесет пользу, но была сообщена из-за, например, личной неприязни. Очевидно, что есть нарушение в области между человеком и Б-гом (бен адам лъмаком), однако вроде бы нет нарушения бен адам лъхаверо (между человеком и другим человеком). Вы спросите, а какая разница? Все равно есть грех (авера) и нужно делать тешуву (раскаяться). Разница очень существенная. Если есть грех по отношению к другому человеку, то необходимо его прощение для полной тешувы. А если нарушение только перед Б-гом, то надо просить прощения только у Него. Этот вопрос мы разберем в будущем.
И как всегда пример, первый, где все плохо, и второй, где все правильно.
Плохой пример:
— Что ты позавчера так на мэра наехал, — поинтересовался Рабинович у Гольдштейна встретив его в магазине.
— А что, я должен терпеть как он с нас деньги дерет, да еще раздает всяким своим родственникам и магнатам? И вообще, я хотел магазин расширить, попросил в ирие (городской администрацие) разрешение, они тянули, тянули, я пошел жаловаться мэру, он на меня посмотрел так свысока и через две минуты выставил из кабинета, ничем не могу помочь, такая у нас процедура, савланут (терпение) имей и т.д. Конечно, для Рами Леви все, а я же не могу никого из его родственников нанять!
Хороший пример:
— Что ты позавчера так на мэра наехал, — поинтересовался Рабинович у Гольдштейна встретив его в магазине.
— А что, я должен терпеть как он с нас деньги дерет, да еще раздает всяким своим родственникам и магнатам? Если мы будет молча сносить все, что эти политики вытворяют, они еще больше воровать и брать будут. И вообще, в конце концов, это наши деньги, и это просто неправильно, что мэр с ними так обращается.
Тоже самое в древнем Израиле
— Что это ты про наместника говоришь? — спросил Йеорав у Мей-Заава
— Разве не говорить мне про наместника? Разве не били меня слуги его, как не поклонился я ему, а он проезжал мимо на колеснице своей, а я смотрел.
— Что это ты про наместника говоришь? — спросил Йеорав у Мей-Заава
— Потому что берет у бедных народа моего деньги, а у чужестранцев не берет, дабы у них взять и умножить сокровища свои.
Теги: Лашон ара, история, Политика, алаха, махлокет, монархия, царь