Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Недавно в Интернете появился рекламный ролик, в котором известная российская актриса и основательница благотворительного фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова призвала голосовать за действующую власть. Этот ролик вызвал широкий резонанс, как и все политические заявления известных деятелей культуры. Опозиция поспешила назвать эту видеозапись «обращением заложницы». Впрочем, вскоре актриса сказала в интервью украинскому телевидению, что «если бы не было фонда, если бы я не была мамой троих детей, я пошла бы на баррикады»...
Культ личности оставил неизгладимый след в сознании советских людей, живших в атмосфере пресмыкательства перед коммунистической властью. Многие деятели советской культуры запятнали себя травлей инакомыслящих, а некоторые евреи опозорили себя участием в Антисионистском комитете. Нет ничего удивительного в том, что в наследнице СССР часть деятелей российской культуры превратились в пропагандистов власти. Естественным должно казаться и участие актрисы в предвыборной кампании партии власти, и, строго говоря, это право каждого человека свободно выражать свои политические взгляды. У власти есть рычаги давления, и можно потерять доступ к сцене, заработкам, фонд может лишиться государственной поддержки и т.д.. Поэтому, наоборот, настоящее удивление должно вызвать публичное выступление актрисы на украинском телевидении, во время которого она не побоялась сказать, что думает на самом деле. Возможно, что, пропагандируя власть, она ощутила потребность выпрямиться, встать во весь рост и вернуть себе чувство собственного достоинства...
В 1953 году моя бабушка была матерью двух детей, а ее муж, мой дедушка, как «враг народа» был брошен на десять лет в лагерь. Во время «дела врачей» директор московской школы вызвал к себе мою бабушку, учительницу музыки, и сказал ей: «Любовь Израилевна, ученики не могут выговорить ваше отчество, мы будем называть вас Любовь Ивановна». Если бы бабушка потеряла работу, ей нечем было бы кормить своих дочерей, но, тем не менее, она нашла в себе силы отказаться: «Я Любовью Израилевной родилась, Любовью Израилевной и умру».
Рассказывая мне эту историю, бабушка объяснила: «Я не хотела предать память своего отца».
«Дело врачей» и спасшая советских евреев от уничтожения смерть Сталина произошли в преддверии праздника Пурим. Праздника, отмечающего чудо спасения персидских евреев, которое случилось благодаря самоотверженности еврейской женщины, царицы Эстер, которая, несмотря на смертельную опасность, выступила в защиту своего преследуемого народа...
В те времена евреи согрешили, прогнувшись перед властью. Из страха перед персидским царем они пошли на пир, на котором Ахашверош праздновал победу над евреями, вынеся на посмешище захваченные царем Вавилона Навуходоносором священные сосуды Иерусалимского Храма.
Впрочем, как показывает история, этот, казалось бы, рациональный поступок не только не принес им никакой выгоды, но и, согласно мнению мудрецов Талмуда, стал причиной того, что над евреями нависла опасность уничтожения.
«Почему существование евреев оказалось в опасности? — спрашивает Талмуд. — В чем состоял их грех? В том, что они пришли и радовались на пиру Ахашвероша». Потому-то на этом пиру Ахашверош возвысил Амана, который задумал уничтожить всех евреев.
Символично, что и спасение евреев пришло благодаря тому, что лидер народа Мордехай исправил грех поколения и, преодолевая страх перед злодеем, «не кланялся и не поклонялся Аману», несмотря на то, что все падали перед ним ниц.
Потому праздник Пурим, подобно дню Прощения (у этих слов на иврите общий короень — Йом-киПУРИМ), стал символом исправления греха, того, что ошибку духовного падения можно исправить!