Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Нет славы, кроме Торы, как сказано: “Славу мудрецы унаследуют”»Пиркей Авот 6, 3

Ответ на ханукальный штикл и два запоздалых штикла

Отложить Отложено

 

В очередной раз отличился р. Fain, с чем мы его и поздравляем.

А теперь - развернутый ответ:

Если посмотреть внимательно, ханукальное добавление "аль а-нисим" начинается, как и в Пурим, с краткого описания событий, произошедших в те дни:

"За чудеса, и за избавление, и за героизм, и за спасение, и за войны, которые Ты вел за наших отцов в те дни, в это время. В дни Матитьягу сына Йоханана, первосвященника Хашмонаи и его сыновей, когда злодейское греческое царство встало против Твоего народа Израиля, чтобы заставить их забыть Твою Тору и нарушить Твои Законы, но Ты, по Своей великой милости, вступился за них в минуту их несчастья".

Затем весь текст делится на три части:

1. То, что Вс-вышний сделал для защиты Своего народа:

"Спорил их спор",

"Судил их суд",

"Мстил их месть".

2. То, что Вс-вышний сделал греческим захватчикам:

"Отдал сильных в руки слабых",

"Многочисленных в руки малочисленных",

"Нечистых в руки чистых",

"Злодеев в руки праведников",

"Злоумышленников в руки тех, кто занимается Твоей Торой".

3. И, наконец, результат двух предыдущих пунктов:

"И сделал Себе великое и святое Имя в Твоем мире",

"И Твоему народу Израилю сделал великое спасение и избавление",

"И после этого вошли Твои сыновья в расположение Храма",

"И освободили Твое святилище",

"И очистили Твой Храм",

"И зажгли в нем свечи",

"И установили эти восемь дней Хануки, чтобы благодарить и воспевать Твое великое Имя".

Как видно невооруженным глазом, первая часть состоит из трех пунктов, вторая - из пяти, а третья - из семи. Такое же разделение мы видим в благословении коэнов: в первом пасуке три слова, во втором - пять, а в третьем - семь".

Кроме того, последнее слово каждого пасука из благословения коэнов передает смысл каждой части из "Аль а-нисим":

1. "И сохранит тебя" (וישמרך) - соответствует защите евреев со стороны Вс-вышнего.

2. "И смилуется над тобой" (ויחנך)- соответствует сверхъестественной победе евреев над греками.

3. "Мир" (שלום) - результат спасения евреев и их победы.

 

Большое всем спасибо.

 

А теперь, в качестве приза - еще два штикла, которые пришлось отложить из-за Хануки:

 

1. Хазаль приводят несколько объяснений, для чего Йосеф устроил своим братьям экзамен с обвинениями в шпионаже. Одно из них говорит, что он хотел проверить братьев в той же ситуации, когда они продали его (любимого сына Йакова) в рабство, для этого он создал ситуацию, когда оставшийся любимый сын (Биньямин) попадает в рабство в тот же Египет. В этот раз братья выдержали экзамен, и не дали этому произойти.

Еще одно объяснение говорит, что Йосеф хотел создать ситуацию, при которой его сны исполнятся полностью. В этом случае понятно, почему он потребовал привести Биньямина: в одном из своих снов он видел, как Солнце, Луна и одиннадцать звезд кланяются ему. Согласно этому объяснению тот факт, что Йаков согласился послать с ними Биньямина, означал, что не только Биньямин, но и Йаков и Рахель пришли поклониться Йосефу. Но в этом случае непонятно, для чего была организована история с "кражей" кубка и возвращением братьев в третий раз, ведь Биньямин уже пришел один раз, и Йосеф мог уже тогда открыться братьям. 

Вопрос: Для чего (согласно мнению, что Йосеф стремился осуществить свои сны) он организовал историю с "похищением" кубка?

 

2. В Берейшис 45:5 написано: "И теперь не расстраивайтесь и не печальтесь о том, что вы продали меня сюда, потому что это Вс-вышний послал меня перед вами, чтобы прокормить (вас)". Там же, 45:7: "И послал меня Вс-вышний перед вами, чтобы спасти вас и сохранить вас". Там же, 45:8: "И теперь, не вы послали меня сюда, а Вс-вышний, и поставил меня главой над фараонаом и господином над всем его домом и властителем над всей землей Египта."

В Берейшис 50:15 написано так: "И увидели братья Йосефа, что умер их отец, и сказали: Если сейчас Йосеф возненавидит нас и вернет нам все зло, которое мы ему причинили".

Вопрос: Йосеф несколько раз объяснил братьям, что не винит их в своей продаже и видит в этом руку Вс-вышнего. Почему после смерти Йакова они вдруг решили, что он решит им отомстить?

 

Успехов.

 

P.S. Сделал первую иллюстрацию к новому проекту (на самом деле, это уже третья иллюстрация, первые две ушли в мусорную корзину, потому что я никак не мог определиться со стилем). Кто из наших читателей сможет угадать, к какому рассказу из тега "Майсес" она относится?

Теги: Иллюстрации, Штикл