Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Он не любил, когда говорили о нем, он всегда переводил тему разговора на собеседника. Искренне интересовался, как обстоят дела, как семья, как здоровье, что с работой и учебой. К нему приходили не просто за советом или за мудростью, к нему приходили, чтобы вдохнуть чистого воздуха, света и добра. Его ярко-голубые глаза были настолько пронзительны, что некоторые собеседники впадали в ступор, и поэтому он со всеми говорил, слегка прикрыв глаза, с легкой полуулыбкой, спокойным, тихим голосом.
Если бы его спросили, в какой день он хочет умереть - он бы, без сомнения, выбрал бы время незадолго до какого-нибудь праздника, чтобы семидневный траур по нему сократился до минимума...
Он ушел за два дня до Шавуота, и поэтому, вместо семи дней, "шива" продолжалась всего полтора дня...
Я здесь писал, как мой двоюродный брат, Элиав Миллер, пригласил меня встретиться у рава Аврома дома, чтобы взять у него интервью.
Машгиах не любил, когда говорили о нем, но в тот раз сделал для нас исключение.
Предлагаю нашим читателям слегка сокращенный (мой) перевод статьи (моего кузена - его слова приведены выделенным текстом), которая вышла в журнале "Бама" после нашего визита к машгиаху йешивы "Слободка" раву Аврому Поллаку.
Предисловие пропускаю, кто хочет (и может) - может прочитать на иврите:
Мы пришли перед праздником Пейсах, чтобы послушать о воспитании и о больших чудесах, которые Вс-вышний являет нам в каждом поколении, в те дни, в это время.
Машгиах сразу же отвечает: "Воспитание? Я вам расскажу. Я учился в Бней Браке, в йешиве "Слободка", и Рош йешива был гаон рав Айзик Шер זצוק''ל. Он всегда говорил: "Если вы хотите повлиять на учеников и на детей, необходимо обрушивать на них ведра любви, это алеф-бет воспитания". Что это значит? В те времена в домах не было ванн, люди мылись, выливая на себя ведра воды. Так должно выглядеть воспитание, чтобы оно было успешным, это азы, которые обязан знать каждый отец, независимо от того, есть ли у него время, или нет. И так же, как матери чувствуют это инстинктивно, это поможет достичь хороших результатов в воспитании.
СОВЕТ РАББИ АЙЗИКА ШЕРА
Вы можете рассказать, каким образом юноша, который приехал из Европы после Холокоста, стал машгиахом "Слободки"?
Я приехал в землю Израиля в возрасте 17 лет через Кипр. Рав Нерия послал туда из Кфар аРоэ учителя из земли Израиля, его звали рав Мордехай Бройер. Он учил нас и помогал нам, и, когда я добрался до святой земли, у меня была уже связь с равом Нерия. Он, посоветовавшись с Хазон Иш, помог мне поступить в "Слободку", так я оказался в йешиве.
В то время мне было очень трудно с языком: это был непривычный для меня диалект идиша, трудно с учебой: у меня был уровень младшей йешивы, мне было трудно учиться все то время, что продолжалась война в Европе, но Вс-вышний подтолкнул меня, и так, с помощью свыше, мне удалось акклиматизироваться, и так я начал...
В какой-то момент рабби Айзик начал говорить со мной о литовском пути изучения Торы, что человек должен серьезно учиться всю жизнь, не довольствуясь только ежедневным листом (Даф аЙоми). Я чувствовал себя с ним свободно, потому что он был очень близок к ученикам, и я сказал ему прямо, что мне тяжело учиться целый седер, с девяти утра до часа дня. Я понимаю, что я должен сражаться, и я сражаюсь, но как я смогу всю жизнь провести в напряжении и в сражении с ейцером? Рабби Айзик ответил: "Все верно, но если бы я думал, что так будет продолжаться, то я бы тебе не предложил. Но после того, как пройдет определенное время и ты получишь вкус к учебе, то ты начнешь учиться не потому, что я тебе сказал, а потому что сам захочешь". Он больше никогда не говорил со мной на эту тему, только один раз по прошествии времени, спросил меня: "Как насчет того, о чем мы говорили?" - я ответил, что со мной больше нет надобности говорить об этом, и с тех пор я полностью нашел себя в "Слободке".
Через какое-то время я женился на дочери брата Рош йешивы, и с тех пор я в йешиве.
С ТОЙ СТОРОНЫ ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА
С нами здесь сидит Гади Поллак. Машгиах, несомненно, помнит, как он приехал из России тридцать лет назад...
Была цепь больших чудес, твоя бабушка (обращаясь к Элиаву) два года была в Вене. Она спрашивала всех евреев выезжавших в то время из России, не знают ли они о ее брате, пропавшем во время войны, но никто не знал имя "Поллак". Пока не нашла одного, кто знал такую семью, и дал ей адрес. Она попыталась связаться, прошли годы, пока ей это удалось. (Тут идет рассказ о том, каким образом мой дедушка попал из Венгрии в СССР, и как мои родители (и я) пришли туда, куда пришли. Кому интересно, можете почитать здесь).
Машгиах добавляет важную деталь, из которой можно многому научиться:
Семья Орцель (в Швейцарии) взяли их (моих родителей) к себе домой (а не дали просто денег, чтобы снять квартиру), несмотря на сложности, связанные с тем, чтобы взять к себе людей, совершенно незнакомых с еврейским образом жизни, познакомили их с синагогой. На протяжении двух лет они гостили у них, таким образом они влились в семью и стали харедим во всех смыслах.
Что можно сказать об этом большом чуде, как Вс-вышний собирает еврейский народ таким невероятным образом?
Это укрепляет уверенность в словах пророков, которые говорили, что придет время, когда Вс-вышний соберет народ Израиля из изгнания. Мы в настоящий момент находимся в изгнании Эдома, и так же, как Он вывел нас из египетского изгнания, Он выведет нас из изгнания Эдома, просто время еще не пришло.
НЕТ НИКОГО, КРОМЕ ВС-ВЫШНЕГО
Машгиах делится с нами мыслями по поводу Пейсаха, через еще один исторический факт и практический вывод насчет молитвы:
(См. в этом посте, я описал, как смог, своими словами).
Мы пытаемся не упустить редкую возможность задать практический вопрос, касающийся Пейсаха: Вы были знакомы с Хазон Иш, он, как известно, в Пейсах ел только мацу ручного приготовления...
Хасиды действительно не употребляют машинную мацу из-за вероятности заквашивания, Хазон Иш тоже ел только ручную мацу и призывал к этому всех, но, тем не менее, были главы литовских йешив, которые использовали машинную мацу. Хазон Иш утверждал, что мы не знаем досконально химические законы заквашивания теста, какое конкретно действие ускоряет закваску, и у нас нет над этим полного контроля, но Моше рабейну тоже делал мацу, и он делал ручную мацу, поэтому мы тоже делаем ручную. У него был оригинальный подход ко всем этим вещам.
Наш разговор продолжался еще много времени, но статья на этом заканчивается.
Я же хотел бы добавить еще несколько деталей для тех, кто не был с ним знаком.
1. Как-то раз, придя к машгиаху, я увидел его, выносящего мусорный пакет в контейнер, располагавшийся прямо напротив входа в йешиву (его дом находился напротив "Слободки"). На мой вопрос "У рава полный дом взрослых сыновей, разве некому вынести мусор, кроме машгиаха?", он ответил: "Они все учатся в йешиве, их тут все знают, может быть, им будет неприятно, чтобы друзья увидели их, выносящих мусор".
2. В первый мой шабат в Израиле я был приглашен к машгиаху. По случаю "появления" нового родственника, его взрослые дети, которые уже были женаты, тоже приехали к нему вместе со своими детьми, чтобы познакомиться. Во время трапезы, когда меняли рыбные блюда на мясные, одна из внучек, зайдя в комнату, выронила из рук здоровенное блюдо с картошкой. Раздался громкий "БУМ" и все инстинктивно повернули головы в его сторону. Все, кроме рава. На его лице не шевельнулась ни одна мышца, и он, продолжая сидеть в той же позе, с легкой улыбкой тихо сказал ребецин: "Не смотрите на нее, ей будет стыдно".
3. Каждый раз, когда мы встречались, он говорил мне какой-то короткий "двар мусар", большинство из которых я забыл. Но один из них я таки запомнил хорошо: "Написано, что все дороги Торы приятны. Поэтому все, что неприятно (неважно - тебе или окружающим) - это не Тора".