Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Когда много-много лет назад (люди столько не живут) я приехал в Израиль, первым сюрпризом для меня стало обилие родственников со стороны моего папы, проживающих в Обетованной. В первые две-три недели я познакомился с теми, кто жил в центре страны, посещая их семьи или принимая их самих в своем скромном пристанище. Остальных я узнал позже, во время совместных смахот, в которых, как вы понимаете, при таком количестве двоюродных братьев, сестер, дядей, тетей, племянников и племянниц недостатка не было...
Меня очень радовали эти знакомства, несмотря на языковой барьер, и всегда немного смущала их атмосфера - меня встречали, как национального героя: "Это наш кузен из замороженной коммунистической России!"
Но одна деталь меня смущала особенно: практически каждая встреча с очередными родственниками заканчивалась тем, что мне в руку совали чек на круглую сумму. Я пытался сопротивляться, объясняя, что "у меня все есть", но все было бесполезно - они все тоже были Поллаки, а значит - упрямые, как бетонная стена.
Один из двоюродных братьев моего папы, рав Менаше Йосеф Миллер, заметив мое смущение и нежелание принимать чек, объяснил мне: "Ты сейчас начинаешь жизнь на новом месте, и тебе требуется помощь. Но это не подарки, это деньги взаймы: когда устроишься и встанешь на ноги - сам будешь помогать тем, кто нуждается".
Прошло много лет. Я בס''ד таки устроился и в определенный момент обычные визиты шнореров "по дверям" превратились в целенаправленные визиты именно ко мне. Я никого не пытался убедить, что их представления о "материальном положении знаменитого художника" несколько преувеличены, и старался никому не отказывать, вспоминая слова рава Миллера. Практически каждый день, кроме субботы, ко мне в дверь стучали люди, которым требовалась помощь, иногда это происходило по нескольку раз в день...
Но вдруг произошло невероятное: пару недель назад ко мне начали стучать в Шаббат...
Но не будем забегать вперед, разложим все полочки по порядку.
Та пятница начиналась, как обычно: последние покупки перед Шаббатом, чолнт-рыба-салаты-десерты. По установившейся у нас традиции, моя супруга начинает заниматься субботними халами после обеда, чтобы поставить их в печку за полчаса до Шаббата, тогда к вечерней трапезе они еще теплые.
В ту пятницу было необычно жарко, у нас работали все кондиционеры, плюс стиральная машина, плюс еще какие-то приборы. И вдруг примерно в 11 утра все синхронно вырубилось. Я выдернул часть приборов из розеток и пошел к электрощитку посмотреть, что случилось. Там все было в порядке. Значит, это по всей улице. Такое бывает в особенно жаркие дни, на местном диалекте называется "афсакат хашмаль". Ну, гут, подождем. Газ работает, значит, можно продолжать готовить, а электричество, скорей всего, вернется через нeсколько минут...
Прошел час, и два, и три. Мы начали что-то подозревать. Я пошел к соседу, может он знает, в чем дело. Он не знал. Еще через час он сообщил, что на перекрестке Шилат (в паре километров от КС) пожар, возможно в этом и есть причина отключения нашего города от благ цивилизации. Я спросил его, что он делает с халами, он ответил, что халы они готовят раз в месяц, а потом замораживают.
Шаббат неумолимо приближался, а электричества не наблюдалось. Жена зашла на сайт электрической компании и радостно сообщила, что они обещают вернуть все, как было, примерно в 7.30 вечера. Это значит - за десять минут до захода солнца, то есть - уже после времени зажигания субботних свечей. И еще иди знай, по местным обычаям 7.30 -это запросто может быть и 8.15.
Мы начали готовиться к чрезвычайной ситуации: я заклеил скотчем кнопки, включающие свет в холодильнике, выставил все таймеры на 7.30 (а вдруг электрическая компания не врет?), расставил по дому свечи и проверил выключатели в спальнях. Так, а что с халами? Они раздулись уже до неприличия (сработала теплая атмосфера в доме, лишенном кондиционеров), но попасть в печку у них, видимо, шансов не было. Я завел машину, зарядил мобильник и попытался позвонить в гмах, раздающий халы тем, кто не успел их купить или испечь. Как и ожидалось, там уже все закончилось.
Ну что ж, у нас оставалась коробка мацы с Пейсаха, вполне приемлемый выход...
Примерно за двадцать минут до захода солнца я еще раз проверил, насколько мы готовы к аварийному Шаббату, зажег все расставленные по дому свечи (кроме субботних, разумеется) и вышел из дому в сторону синагоги. Мой сын немного задержался и пришел туда буквально за минуту до минхи, сообщив мне радостную весть, что сразу после моего ухода дали свет. Я предположил, что моя супруга сразу же включила печку, чтобы халы за те 16 минут, которые оставались до захода солнца, испеклись хотя бы на треть (в ином случае их нельзя есть в этот Шаббат), и после маарива спросил рава, как можно измерить эту самую треть, если халы уже готовы. Не буду вдаваться в алахические подробности, но рав мне все объяснил в лучшем виде, и я понял, что мацу в этот раз мы спрячем до следующего раза.
Вернувшись домой, я увидел у своей двери какого-то подростка с пакетом в руке. Я спросил, чем я могу ему быть полезен, на что он ответил, что он принес нам халы. Я не успел отреагировать, как пакет оказался у меня в руках, а подросток испарился.
Войдя в дом, я сразу понял по запаху из кухни, что халы, предоставленные нам любезным анонимом, нам не понадобятся. Мы спели "Шолом алейхем" и "Эшес хаиль" и сели за стол. Сразу после кидуша нам постучали в дверь. Там были какие-то дети с пакетом свежих хал...
Поток разнокалиберных хал не иссякал весь вечер и все следующее утро. К нам стучались знакомые и незнакомые, дети и взрослые, израильтяне и "хуцники", и всех их объединяло только одно: пакет хал в руках. Мои отпрыски начали играть в игру "угадай, кто пришел и что он принес".
К исходу субботы у нас дома собралась неслабая коллекция хал. Те, что мы смогли опознать, мы с благодарностью вернули хозяевам, а остальные пришлось заморозить на тот случай, если нам станет известно, что кто-то из жителей нашего города по какой-то причине не успел испечь или купить халы на Шаббат.
P.S. Меня до сих пор волнует вопрос: кто известил наших соседей, что в наше меню на этот Шаббат входит маца? Это был сосед или хозяин гмаха, в котором закончились халы?
P.P.S. Из карикатуры, которую мне прислал р. Йони Герштейн, я понял, что в Бней Браке в тот Шаббат была похожая история: