Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В нашей главе (19.3) написано: "Каждый должен бояться свою мать и своего отца, но соблюдать шабатот".
Раши объясняет, какая связь между уважением родителей и соблюдением шабата: если отец скажет тебе нарушить шабат - не слушай его (и то же самое касается других мицвот).
Меири на трактат Йевамот 5б спрашивает: зачем нужен этот пасук, если можно то же самое учить из того, что сказано об уважении к наси (князю), который в пасуке назван "наси бе-амеха" (князь в твоем народе)? Слова "в твоем народе" явно лишние, и поэтому из них учат, что слушаться и уважать нужно только того наси, который ведет себя, как "твой народ" - то есть, соблюдает мицвот. В том случае, если он сам не соблюдает, или заставляет не соблюдать других - он является злодеем, и запрещено его слушать. Но ведь то же самое можно учить и насчет отца, без того, чтобы писать отдельный пасук?
"Оцар Эфраим" приводит рассказ рава Ихиэля Фишеля аКоэна о том, как однажды раби Ихиэль Меир из Островца прибыл в Варшаву и остановился у одного из своих хасидов. Хозяин похвастался, что ему недавно установили удивительную новинку: телефон. Раби взял телефон в руки, и сказал: "Пророк Ишайя (43,7) говорит, что все, что создано, сформировано и сделано в мире, сделано во славу Вс-вышнего, и этот телефон - доказательство его словам. С помощью этого аппарата можно дать ответ на вопрос Меири в трактате Йевамот: если отец не соблюдает мицвот, или заставляет не соблюдать их своего сына - понятно, что сын не должен его слушать, и это учат из пасука о наси. Но если отец все соблюдает, но, находясь вдалеке от своего сына, в моцаей шабат звонит ему, а у сына еще шабат - тот не должен брать трубку. И это невозможно выучить из пасука о наси, а только из пасука об отце и шабате".
Добавлю от себя: тот хасид, наверное, не спросил ребе, но, возможно, подумал: "а каким образом сын, не поднимая трубку, может знать, что ему звонит именно его отец?"
И только наше поколение может ответить на этот вопрос.
Теги: пробелы в информации, шаббат