Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Есть ли настоящий действенный рецепт против волнения, кроме как говорить другим или самим себе «не волнуйся»? Подходов много, от медитации до когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).
Мне очень понравилась еврейская КПТ, которую привел р. Бидерман.
Реб Йегуда Арье Динер шлита, Рав бейс медреша Диврей Шир, Бней Брак, заметил: когда люди беспокоятся или расстраиваются, они спрашивают: «Лама, почему это произошло?», или «Ма игье, что будет?» Числовое значение лама, а также ма игье – 75. Решение – битахон, упование, числовое значение тоже 75.
Объяснение простое: вместо того, чтобы задавать эти вопросы и мучить себя волнениями и переживаниями, следует заменить на мысли о вере и уповании.
Но… (у евреев на все «но» есть еще одно «но»)
Но неужели вопросы «почему?» и «что будет?» совсем нелегитимные? Разумеется, нет.
Мудрецы говорят: все от Всевышнего, и все ради нашего блага. Мы не всегда видим это добро, но должны верить, что оно к лучшему. Также мудрецы говорят, что иногда Всевышний посылает страдания, чтобы пробудить человека, чтобы побудить его раскаяться и изменить свои пути.
Поэтому праведники, и нам тоже следует так делать, задают вопрос «почему?», чтобы разобраться, что именно хочет от них аШем. Теперь осторожно: мы не праведники, и не всегда можем правильно «расшифровать» события[1], поэтому не стоит слишком в это углубляться. Ну, а если все понятно, тогда все понятно, и стоит действовать соответственно.
Например, стараемся устрожить в кашруте, но тут проходим мимо магазина, где продается очень вкусное мясо, но с эхшером (знаком кашрута), от которого хотим отказаться. Сказали себе: «Я еще не полностью принял это на себя, можно послабить», и купили сочный вкусный кусок. Пришли домой, положили в холодильник и… через пару дней вытащили и приготовились готовить, но… за это время мясо успело испортиться. Нет никакого вреда в том, чтобы сказать себе: «Всевышний показывает, что поблажек в кашруте делать не стоит», и с этих пор перестаем проходить мимо того магазина, чтобы не соблазняться.
Приведу еще один пример, с нами произошел. Несколько лет назад на короткое время в общину приехала молодая семья с тремя маленькими детьми, и им нужно было «перекантоваться» пару месяцев, пока не откроется вакансия для мужа в другом штате. Денег нет ни на гостиницу, ни на меблированную квартиру. Мой муж спрашивает меня:
– Ну?
Я отвечаю:
– Ну куда? Как расселим? Своя детвора по полу ползает, а тут еще целую семью принимать?
Муж спрашивает:
– А может… получится…? Потеснимся…?
Ок, вдох-выдох, ладно, хорошо, давай, как-нибудь поместимся.
В это время мы были в парке аттракционов и искали парковку. Машин много-много. Муж подвез нас ко входу, чтобы сбросить и самому запарковаться за чертой города. Как только я согласилась принять семью, в эту же минуту перед нами выпарковывается машина, и мы занимаем ее место, прямо у входа в парк. Вполне можно принять это как знак свыше, что Всевышний доволен нами. В конце все сложилось наилучшим образом, все поместились, семья была хорошая, прекрасно ладили.
На этом закончим обсуждение о вопросе «лама, почему?»
А что с вопросом «что будет?»?
Вполне логично и легитимно планировать на будущее согласно сложившимся обстоятельствам. Это называется иштадлут, прилагать должные необходимы усилия, чтобы все разрешить наилучшим образом, насколько это возможно. Мы обязаны делать иштадлут.
Когда эти вопросы «почему?» и «что будет?» неуместны? Когда они вертятся в голове в холостую и рисуют страшные картины, когда воображение берет верх, и мы остаемся с адреналином и негативом, и парализованным бездействием.
Тут помогает КПТ: рисовать страшные картины, в которых за страданиями следуют еще большие страдания, и рисовать приятные картины, в которых все складывается наилучшим образом, приведут к одинаковому результату: Все сложится так, как решит Всевышний. Вместо того, чтобы волноваться, можно с тем же успехом думать о хорошем. 75 = 75.
А что говорит еврейская КПТ? Битахоном, т. е. хорошими мыслями, мы можем поменять приговор, и все на самом деле сложится так, как мы рисуем в хороших картинах.
Подведем итог: мы можем думать о хорошем с тем же успехом, что и о плохом. Думать о хорошем даже приятнее, так почему бы и нет? Еврейская КПТ: думать о хорошем – о вере и битахоне, о том, что аШем всем руководит, и все ради нашего блага – поможет все изменить в лучшую сторону (а если не изменит, как мы хотим, все равно это ради нашего блага).
И еще очень важно: аШем ценит даже одну хорошую мысль, а если и этого не получается, то ценит нашу попытку, а если и попытка не удалась, то ценит даже то, что просто зашли на сайт, за то, что просто интересуемся.
Спасибо за внимание.
[1] Рав Биньямин Лубен в книге «Шма Бни» (Слушай, сын мой) приводит источники, в которых мудрецы предупреждают нас не делать самостоятельных выводов. Например, если мы приехали куда-то, и вдруг сломалась машина, это вовсе не означает, что нам не стоило ехать в это место.