Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Признаюсь честно, до этих пор мое мнение о Ноахе было довольно отрицательным. (Вот вам пример, как, леавдиль, пара унижающих словечек, даже правдивых, может закрасить мнение в черный цвет и отобьет желание иметь с этим человеком дело.)
В моем случае два момента заслоняли свет: да, Ноах был праведником, но в своем поколении. Если бы он жил в поколении Авраама, то был бы большим грешником[1]. Второй момент: после того, как вышел из Ковчега, Ноах сперва посадил виноградник. Он напился и упал со своего уровня.
Осуждения, осуждения. Где тут дан лекав зхут, мицва судить благосклонно? По крайней мере поставьте себя на место Ноаха: он вышел из Ковчега и увидел разрушение всего мира! Какой это был шок! Кто мы такие, чтобы судить его за то, что он сломался? Да, комментаторы говорят, что он был праведником и должен был отреагировать по-другому, но по крайней мере давайте вынесем из этого урок: нельзя судить ближнего. Если даже Ноах сломался, как можно осуждать других (и самих себя), когда не проходим испытание? Выноси урок, но не осуждай!
Вернемся к главному, что хочу сказать. За все годы «религиозности» мои знания о главе Ноах как-то не продвигались дальше этих двух моментов (есть также детское представление о Вавилонской башне, но сейчас речь не об этом).
Комментарий рава Бидермана наконец-то сдвинул камень с места.
Что Тора говорит о Ноахе? Что у него был хейн, милость в глазах Всевышнего, а, также, что он был тамим и цадик. Хейн, тмимус и праведность – это великое достижение! Вот теперь и углубляйтесь в главу, учитесь, как быть тамим и праведником, и как удостоиться хейн.
Рав Бидерман приводит много примеров о тмимус (простой вере), я напишу, что меня затронуло больше всего.
Итак, Всевышний дал приказ Ноаху начать строить Ковчег, когда ему было 480 лет. В главе Берейшит написано, что люди начинали иметь детей в сто лет, даже в 65 лет (Магалалель), короче говоря, в раннем возрасте (в те времена они жили по 800-900 лет). А у Ноаха до 500-летнего возраста детей не было! Он мог бы подумать: у меня нет потомства, меня спасать не имеет смысла. Выходит, я строю Ковчег для кого-то другого. Но зачем я должен стараться ради него? Пусть он сам строит!
Но он ничего этого не только не говорил, но и не думал. Он выполнял приказ Всевышнего без ропота, а с простой верой. В конце все было к лучшему. В те времена Небесный Суд не судил человека, пока ему не исполнялось 100 лет (в наше время – 20 лет). Таким образом к началу Потопа старшему сыну Йефету еще не исполнилось 100 лет, поэтому он не подлежал суду и удостоился спасения (см. Раши, Берейшит 5,32).
Ну? Разве это не великое достижение? Скажите: кто-нибудь согласится быть подопытным кроликом, зная, что ему самому пользы не будет, а все старания только ради других? Без сомнения, мы можем (и должны) сделать хешбон анефеш, проанализировать свои мысли, напомнить себе, что все от Всевышнего, и мы не видим полной картины, подпитать веру, что в одно мгновение все может перевернуться, и мы увидим, что все ради нашего блага. Но Ноах изначально был на этом уровне, ему даже в голову не пришло жаловаться или сомневаться. Его вера была идеальной. Ну? Не пример для подражания?
К тому же, именно этим Ноах удостоился хейн. Написано (Берейшит 6, 8): «А Ноах обрел хейн, милость беэйней аШем, в глазах Г-спода». То есть, он знал, что все беэйней аШем, все происходит перед Его Глазами, все от Него и только от Него. Ноах обладал полной верой. Вот и нам урок: чем больше мы поднимаемся в тмимус, тем больше Всевышний приближает нас к Себе, и мы можем просить Его обо всем, и Он спускает на нас благословение в изобилии. В истории Пурима Эстер «снискала хейн, милость (царя Ахашвероша)» и таким образом спасла еврейский народ. К тмимус нужно стремиться, нужно искать, как бриллианты, как клад.
Последнее на сегодня: о насущном, о парнасе.
Голубь вернулся в Ковчег, держа в клюве оливковый листок. Мы знаем, что оливковые листья горькие. Голубь хотел показать Ноаху, что предпочитает горькое пропитание, которые идет от Всевышнего, чем сладкое из рук человека. Мы также читаем о том, что один раз Ноах принес льву пищу позже обычного, и лев ударил его. Рав Бидерман говорит, что лев рассердился не только на то, что ему принесли пищу поздно, а расстроился, что должен получать пищу от человека.
Мудрецы говорят (Рош Ашана 11а), что животные сами выбирали свою судьбу. Домашние животные просили, чтобы их кормил человек, а дикие животные просили получать пропитание от Всевышнего[2]. Поэтому дикие животные мудрее, и нам стоит походить на них. Возможно отсюда и вышло выражение, пардон, «не будь скотиной». Н-да.
Ок, на этом закончим обсуждение о главе Ноах.
Спасибо за внимание.
[1] (См. Раши Берейшит 6, 9) Второй комментарий, что, если бы он жил в поколении Авраама и общался с ним, он поднялся бы на еще более высокий уровень, как-то не затрагивал, по сравнению с обвиняющим мнением.
[2] Написано (Теилим 104, 21): «Львы рычат о добыче, прося у Б-га пищи себе».