Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Во Всевышнем нет недостатка. Ему от нас ничего не нужно. Написано (Теилим 50, 11): "Если бы голоден был Я – не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и (все) наполняюще ее". Ему не нужны наши жертвоприношения, как написано (Малахим 1, 10) «И не зажигайте (огня на) жертвеннике Моем напрасно» и (Йешаягу 1,12): «…кто просит вас топтать дворы Мои?»
Всевышнего нельзя подкупить цедакой и задобрить восхвалениями. Перед Ним не ставят миску с мукой, даже не хлеб и с вином. Нет такого «я Тебе, и Ты мне».
А что есть? Есть только Его желание одарить нас добром.
Всевышний полное и абсолютное добро. Он создал мир ради того, чтобы одарить нас добром. Он желает нас, жаждет нас, чтобы одарить нас добром.
Но Он не хочет просто одарить нас добром, Он хочет, чтобы мы им насладились в полной мере. Никто не любит принимать милостыню, не правда ли? Поэтому Он дает нам возможность заработать это добро. Он дает нам мицвот и ставит перед нами испытания, чтобы мы поднимались выше и выше.
Всевышний хочет одарить нас полным добром, а для этого мы должны стараться выполнить миссию «с красным дипломом». Но, так как мы несовершенны и делаем ошибки, Он встроил в Творение «работу над ошибками», дает нам дополнительные возможности «поднять оценки». Главный путь – это тшува, раскаяние. Когда мы просим прощения за свои ошибки и принимаем на себя улучшить пути, Всевышний стирает грехи. Если мы раскаиваемся от всего сердца и из любви к Нему, Он превращает грехи в заслуги. Искупление грехов и очищение души приходят и через страдания (они также и испытания). Мы можем назвать страдания (болезни, бедность и прочее) злом, потому что очень больно через них проходить, но это есть полное добро, ради нашего блага, ради того, чтобы получить награду в Будущем Мире в полной мере.
Что еще мы знаем о Всевышнем? То, что мы не можем все спускать на уровень нашего понимания.
Как мы можем понять, что Он обрушил Свой гнев на Свой Дом, чтобы спасти Свой народ? Месяц, в котором произошли страшнейшие трагедии для еврейского народа, называется Ав, Отец. Месяц перед судом называется Элуль, Ани ле доди ве доди ли, Я (принадлежу) моему возлюбленному, и мой возлюбленный (принадлежит) Мне. В Дни Суда, в Рош Ашана и Йом Кипур Всевышний наиболее близок к нам. В Йом Кипур, когда Он судит нас за грехи, Он садится на Трон Милосердия. Все кажется противоречивым...
В иудаизме из А не следует Б. Из ошибок необязательно следуют наказания по одной причине: мы не знаем Его расчетов.
Если мы хотели прочитать всю книгу Теилим в Рош Ашана, но не прочитали, значит ли это, что у нас будет меньше заслуг? А если прочитали, но не на иврите, а на русском/английском/немецком, засчитывается ли это, как будто прочитали на иврите? Если мы хотели молиться с каваной, но при трублении шофара размечтались о медовике, значит ли это, что упустили великую возможность короновать Царя, которая больше не повторится? Если в Рош Ашана хотели не сердиться, но рассердились, значит ли это, что год выдастся плохим? Если в Йом Кипур планировали поститься, но не выдержали и поели1, значит ли это, что мы не заслужили полного прощения? А если постились, то заслужили полное прощение? Принимается ли наше раскаяние, если мы знаем, что после Йом Кипура займемся тем же самым?
Если Всевышний хочет наше сердце, принимает ли Он молитву с условиями? Принимает ли Он мицвот по расчету? Засчитывается ли за нами заслуга от обязательств, которые мы приняли на себя до Рош Ашана, но не выполнили не только по сложению обстоятельсв вне наших сил, а потому, что несколько часов играли в карты на компьютере?
Мы не можем ничего решать ни за себя, ни за других, а тем более не за Всевышнего. Нам не стоит радоваться «А! О! Йом Кипур, Всевышний садится на Трон Милосердия, Он мне все простит». Но не стоит и полагать, что Он не простит.
К чему нужно стремиться? К эмуна пшута, простой вере, что Всевышний велик в любви и милосердии, Он Один, Он Един, и нет сил, кроме Него, и Он желает нас, жаждет нас, и хочет одарить нас полным добром.
Гмар хатима това!
1 При любом опасении о здоровье, физическом или психологическом, нужно обязательно проконсультироваться с раввином до Йом Кипура. Также стоит обговорить все обстоятельства, как, например, необходимость заботиться о маленьких детях, которые требуют много внимания, и на это нужны силы, и поститься очень тяжело. Совет и хизук стоят многого.
***
Материал подобран из публикаций Рава Бидермана и других уроков.