Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Йеудит Самет отвечает на несколько часто задаваемых вопросов о том, кого, когда и как судить снисходительно.
Необходимо ли в каждой ситуации судить с хорошей стороны?
Мы должны судить снисходительно в тех случаях, когда начинаем подозревать человека. Если же не оцениваем поведение, как отрицательное, то нет необходимости находить оправдания. Но это субъективно. Одна и та же ситуация может одного провоцировать на гневливую реакцию, а другой отнесется к этом совершенно спокойно. Например, некоторые люди обижаются, когда их не приглашают. Другие просто думают, что каждый вправе решать, кого позвать на свое торжество.
Поэтому если что-то беспокоит лично Вас, то тогда вступает в действие заповедь судить благосклонно.
Какой первый шаг?
Сперва должно появиться осознание, что неправильно подозревать невиновного человека.
Существуют несколько видов нарушений, которые человек воспринимает как незначительные. Они не думают, что соверашают что-то не так. Подозревать невиновного попадает под эту категорию. Человек может оправдывать себя, думая: «Я же ничего плохого ему не делаю. Я просто подозреваю его в неправильном поведении». Но он не осознает, что именно подозревание невиновного и есть нарушение заповеди (Рамбам, Илхот Тешува 4:4).
Следует принять во внимание два компонента:
1. У нас есть обязанность судить благосклонно, и если мы это не делаем, то виновны в нарушении заповеди не подозревать невиновного.
2. Мы должны приучить себя напоминать себе об этом каждый раз, когда появляются подозрения. Такие мысли, как «Какая хуцпа!», «Как он мог...», «Разве она не должна...» дожны служить, как красный светофор: СТОП! ОПАСНОСТЬ! Приступили к работе отрицательные мысли. (Немедленно переключить передачи.—Г.И.)
Когда и где?
Заповедь судить снисходительно лежит на нас всегда, днем и ночью, в будни и праздники. Также нет ограничения во времени. Даже прошедшие события можно воспроизвести в памяти, пересмотреть и переработать. Даже если прошли дни, месяцы, или годы, мы всегда можем изменить свое мнение о происшедшем.
Если мои первые мысли негативные, засчитываются ли они против меня?
С человека не спрашивают за его первоначальные мысли. Мы несем ответственность только если позволяем этим мыслям задерживаться и развиваться у нас в сознании1.
Что если я могу придумать только частичное оправдание?
Есть ситуации, когда найти частичное оправдание – описать поступок, как не такой уж ужасный—достаточно, и мицва выполнена до конца. Это описывает Хафец Хаим: если я подозреваю, что кто-то меня обманул, то я могу приложить усилия, чтобы возместить потерю, и могу рассказать о происшедшем другому человеку, чтобы он мне помог. Но для этого нужно соблюсти определенные условия. Одно из них, если я могу сказать что-то, что покажет «обвиняемого» в чуть-чуть лучшем свете, то я обязан это упомянуть. Иначе это будет считаться большим нарушением2.
Беньямин одолжил 1000 долларов у Рувена. Срок выплаты был уже два месяца назад. Рувен звонил Беньямину уже 5 раз, и каждый раз тот обещал вернуть деньги к концу недели. Рувен думает, что он ничего не может добиться, и решает поговорить об этом с дядей Беньямина, мистером Крамером, в надежде, что тот ему поможет.
Когда Рувен рассказывает мистеру Крамеру, что произошло, то должен упомянуть тот факт, что Беньямин одолжил деньги другим людям, и те так же его подводят. Этот факт не снимает обязанность с Беньямина вернуть долг Рувену, но упоминание об этом уменьшает его вину.
Но есть случаи, когда человек заслуживает полного оправдания, но мы можем придумать только частичное? В таких случаях мы, на самом деле, не даем ему то, что ему полагается.
Например, нас подвергли ужасному оскорблению. Предположить, что человек действовал непредусмотрительно лучше, чем приписывать ему злобные намерения. Но еще лучше будеть предположить, что мы неправильно восприняли его слова. Если произошло недопонимание, а именно, человек ничего страшного не сказал, или не имел ввиду то, что мы поняли, то именно такое оправдание ему и полагается. (Бывало ли с нами такое, что мы неправильно интерпретировали слова или реакцию другого человека? Мы были уверены, что он хотел нам навредить или обидеть, а на самом деле он ничего подобного не имел ввиду? --Г.И.)
Если мы не можем полностью оправдать человека, то мы выполнили заповедь, как смогли. Сделать черное серым тоже хорошо. Но в таких случаях стоит иметь ввиду, что может быть человек заслуживает большего.
Что если я придумал оправдание, но оно оказалось неверным?
Нигде не говорится, что мы обязаны разгадать настоящую причину чьих-то действий. Мы должны просто придумать что-то, что имеет смысл для нас и насколько можно больше снимет вину с другого. Если наш довод был логичным, но оказался не тем, что произошло на самом деле, мы все равно выполнили заповедь и совершенствовали свое качество суждения благосклонно.
В то же время необходимо помнить:
1. Не отбеливать неправильные поступки—не называть плохое хорошим.
2. Не поставить себя и других в положение, где нам могут навредить.
Что если я осуждал человека, и потом оказалось, что я был прав?
Когда у человека есть обязанность судить благосклонно, и он этого не сделал, то нарушил повелительную заповедь, несмотря на то, что в последствии он оказался прав в своих подозрениях. В то время, когда он обвинял человека, он еще не знал, что тот виновен, а следовательно в тот момент «обвиняемый» заслуживал оправдания. Пока вина не доказана, на нас лежит обязанность судить благосклонно.
Домашнее задание:
1. Просить аШема о помощи, бросать монетку в цедаку и молиться за других по списку.
2. Повторять 100 раз в день, что все, что аШем для нас делает – к лучшему.
3. Делать упражнения и начинать судить благосклонно в повседневной жизни.
Источники:
1 Анаф Йосеф в Эйн Яаков на Йома 29а: קשה הרהורי עבירה מעבירה
2 Сефер Хафец Хаим, Илхот Лашон ара, 10-14.
Yehudis Samet. The Other Side of the Story: giving people the benefit of the doubt--stories and strategies. Mesorah Publications, Ltd. New York. 1996.
ПС. Одному из "гостей" ответили здесь.
Наши старания в эту неделю пусть пойдут в заслугу людям, перечисленных ниже. Будет прекрасно, если будем упоминать их и при исполнении других заповедей, как отделение халы, зажигании свечей, учебе и т.д. Все время принимаются новые просьбы.
Рефуа шлейма: реб Элиезер-Мэйше-Хаим бен Соро, Рафаэль Элияу бен Мириам, Нетанел бен Ора, Михаэль бен Дарай, Владимир бен Мириам, Махла Малка бат Шейндел, Эстер бат Женя, Тамар бат Эмили-Яэль - 12-летняя девочка с тяжелым диагнозом, Лиза бат Рохель, Жанна Шейндл бат Ира Фира - много лет ждали детей, и сейчас осложнения с беременностью. Барух аШем, Моше Калман бен Рут чудесным образом пошел на поправку. Родители делали благодарственную трапезу в воскресенье. Спасибо за молитвы и старания.
Парнаса: Александр бен Лейб, Даниэль бен Эстер, Нетанел бен Ора, Дина бат Анна, Рут бат Сара, Фейга бат Сара,
Шидух: Рафаэль бен Шошана, Алона бат Мирав Маргарита, Дина бат Анна, Рут бат Сара
Зера шел каяма (дети): Рахель бат Ница
Хинух еладим (воспитание детей): Даниэль бен Эстер, Мирьям бат Хава, Гитель бат Сара,
Ася бат Ирина, Рут бат Сара, Фейга бат Сара, Нетанел бен Ора
Шалом баит (мир в семье): Даниэль бен Эстер, Мирьям бат Хава, Гитель бат Сара, Ася бат Ирина
Леилуй нешама (вознесение души): Гирша бен Мендель, Лев бен Абрам, Иосиф бен Еля, Биньямин бен Соломон, Владислав бен Гедалья, Елияу Цион бен ХананияГалина бат Биньямин, Лея бат Яков, Лана бат Исаак
Теги: судить благосклонно