Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

МЫ ЭВАКУИРОВАННЫЕ

Отложить Отложено

Просила папу рассказать о детстве, о семье.

- Мы же ничего не знаем о вас, папа, - горячо просила я. - Расскажи все-все о твоем дедушке, бабушке, прабабушке, как ты ходил к ним в гости, какие они были.
- Но я же никого не знал, никого, понимаешь ты. Мы были эвакуированные. Помню рассказы, как в эвакуации все женщины меня, новорожденного, кормили грудью. И узбечки, и казашки, и русские. У мамы от истощения молока не было. Мы вернулись в 44-ом, я двухлетний, никого из наших уже не было.
- А подробнее расскажи, как ты рос?
- Обычно рос, вроде еда была какая-то, а есть постоянно хотел, говорил маме: "Дай мне вот таааакой кусочек хлеба", - папа широко разводит соединенные вместе ладони.
У поэта Якова Абрамовича Сатуновского, который прошел всю войну солдатом, есть пронзительные стихи об эвакуации. Они, мне кажется, все сразу о ней объясняют.

*

У нас был примус.
Бывало, только вспомнишь – он шумит.
Там
мама возится с кастрюлями
и в спешке крышками гремит,
и разговаривает сама с собой
о дороговизне и о себе самой.

У нас был примус.
У нас был примус, чайник, кран.
У нас был свет.
Теперь у нас ничего нет.

Вы эвакуированные.

Семья моего еще не родившегося папы эвакуировалась в Казахстан из Украины в 1941 году. Папиной сестре тете Неле было тогда семь лет. Она помнит, как в доме родителей в поселке Ракитное собирались все родственники. К эвакуации старались подготовиться, солили курятину в бочке, чтобы взять с собой, вязали узлы с одеялами и теплой одеждой. Уже перед самым отъездом сдали корову мясокомбинату, а куда ее, взамен получили серьезную справку с большой печатью.  

- Нас собралось человек десять, - вспоминает тетя Неля, которой сейчас уже 83 года, - нам дали теплушку.

Вы знаете, что такое теплушка? Я не знала и спросила у гугла. Теплушка – это товарный вагон, на скорую руку переоборудованный для перевозки лошадей или людей, в основном, конечно, военнослужащих. Часто полное (по проекту) переоборудование теплушки не производилось из-за недостатка времени и материалов.

Уже через пять дней после начала войны, когда значительная часть территории была захвачена фашистами, было принято постановление правительства об эвакуации и создан Совет по эвакуации, который занимался разработкой порядка и очередности перевозок, созданием сети эвакопунктов для обеспечения людей питанием и медицинским обслуживанием. Поскольку ощущалась острая нехватка пассажирских вагонов, эвакуация осуществлялась в товарных, специально оборудованных для этой цели, а иногда и на платформах.
С августа 1941 по январь 1942 гг. основной поток эвакуированного населения последовал в Казахскую ССР. К 1 сентября 1941 г. республика обустроила 24 258 человек. В целом с августа 1941 по январь 1942 годов в Казахстан прибыли 386 492 эвакуированных.
Всего в 1941—1942 годах различными видами транспорта было эвакуировано около 17 млн. человек.

В товарном вагоне, деревянные настилы-нары в три яруса и металлическая печка-буржуйка в центре, семья моей бабушки отправилась из Украины в Казахстан.

- Ехали на нарах очень долго, - вспоминает тетя Неля. - Прибыли в совхоз Алма-Атинской области Казахстана. Мама (моя бабушка Берта) была заведующей детсадом. Я тоже пошла в детский сад, хотя мне уже исполнилось 7 лет. Папа (мой дедушка Кальман) был счетоводом в этом совхозе. Все как-то устроились.

Эвакуировали не только отдельные семьи, но и промышленные предприятия, театры, университеты.

- Дядя Миша (младший брат дедушки Кальмана) приезжал к нам в Казахстане. Он тоже был там в эвакуации с его университетом, - вспоминает тетя Неля.

Вся семья расположилась в мазанке с земляным полом, который не нужно было мыть, к удивлению маленькой тети Нели.

- Пол в доме был глиняный. Его нужно было не мыть, а мазать глиной. Была плита. Я помню, как варила вермишель, стоя на стуле, чтоб достать до конфорок. Очень хотелось есть. Мама и папа постоянно были на работе, Фима (старший брат моего папы и тети Нели) учился в школе - ему было 13 лет.

В декабре 1942 года в эвакуации родился мой папа. Когда он появился на свет, дедушка Кальман был уже тяжело болен - серьезные проблемы с сердцем и легкими.

- Более ценные вещи, которые мы увезли с собой, мама обменивала на продукты для больного папы: на яйца или сливочное масло, - вспоминает тетя Неля. – Мы этого не ели. Ходили с мамой в поле собирать клубнику. Она была очень красивая. А еще там вкусные яблоки. Апорт. Колоски собирали в поле.

Массовое, внезапное и неподготовленное переселение людей с Запада на Восток породило множество проблем. В первую очередь – бытовых. Большинство эвакуированных было расселено в аулах и селах (64,6% по состоянию на 1 июля 1943 г.). 35,4% были обустроены в городах, где жилищная проблема, и до войны острая, обострилась еще сильнее: если в 1940 г. на одного горожанина в республике приходилось 5,1 кв. м жилой площади, то в годы войны – 4,3 кв. м, а в Караганде – всего 2,2 кв. м. (на деле люди жили в еще более стесненных условиях). Резко ухудшилось снабжение.

Бабушка Берта и дедушка Кальман поженились в 1925 году и прожили вместе 17 лет. 26 января 1942 года дедушка умер. В эвакуации умерла и его мама (моя прабабушка) Нехама Эпштейн, а прадедушка Хаим Эпштейн умер еще до войны в 1939 году в украинском местечке Гадяч Полтавской области.
В первые годы войны погибли два брата дедушки Кальмана. Дядя Аншель был комиссар в партизанском отряде в Украине. Дядя Абрам был военным летчиком. Папа бабушки Берты (мой прадедушка Гедалья Богуславский) умер уже после войны от голода первых послевоенных лет в 75-летнем возрасте. Оставшаяся вдовой с тремя детьми бабушка не могла ему помочь. Он жил с бабушкиной родной сестрой тетей Блюмой в городе Ромны. Она работала, но поддерживать дедушку все равно не удавалось. Продуктовые нормы были мизерными.

Моя двоюродная сестра Ирина, дочь папиного старшего брата Ефима, вспоминает, что отец даже в пожилом возрасте всегда просил варить много каши. Военный голод не давал себя забыть, да и после войны по студенческой норме в Харькове выдавали треть стакана пшена.    

Из Казахстана на Украину возвращались в 1944 году.

- Все очень хотели ехать домой, - вспоминает тетя Неля. – Вернулись сразу после освобождения Украины. Нам дали комнату в общежитии. Очень холодную. Спали втроем в одной кровати, чтобы было потеплее. Окно подушкой затыкали.

- А День победы, тетя Неличка, ты помнишь День Победы? – спрашиваю я.

- Был холодный солнечный день, - отвечает тетя Неля. – Я не помню.

- А ты, папа, что ты помнишь? – настаиваю я.

- У меня штаны на одной лямке, в рабочей столовой я прошу картошки.

- «Калтоски» ты просил, - смеется тетя Неля.

В 1945 году моему папе было три года.

- Нам за справку дали новую корову, - неожиданно вспоминает тетя Неля. - Мы ее Ленточкой назвали.

Традиция торжественно отмечать День Победы появилась позже. Праздничным нерабочим днем 9 Мая назначили только в 1965 году. За первые 20 послевоенных лет был проведён лишь один парад в честь победы над фашистами.

Вечная светлая память погибшим.

Теги не заданы