Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Когда я был маленький, имя бабушки всякий раз вызывало у меня неподдельное удивление. Соседку снизу звали Анна Васильевна. Соседку сверху — Лидия Константиновна. Имена как имена. И только в паспорте моей бабушки (а читать я научился рано) стояло странное сочетание: Эсфирь Борух-Мордуховна.
Попав в Израиль, я понял, что Эсфирь — это Эстер, героиня пуримских событий, а также что двойное отчество бабушки произошло от двойного же имени Барух-Мордехай. Которое, в свою очередь, является скрытой цитатой из «пиюта», стихотворного произведения, посвященного надвигающемуся на всех нас Пуриму: ברוך מרדכי היהודי, да будет благословенен Мордехай-еврей!
Речь сегодня пойдет не столько о моей бабушке, сколько о «гоменташен», они же «озней-Аман». Бабушка была в нашей семье единственной, кто умел управляться с непослушными советскими дрожжами. «Уши Амана» бабушка пекла не из песочного, как в Израиле, а из дрожжевого теста. Так ее научили в детстве.
Берем 500 г муки (пол-пачки, то есть), просеиваем. Добавляем две чайные ложки быстродействующих дрожжей, полстакана сахара, куриное яйцо (не забыть проверить его на отсутствие кровяных пятен!) четыре ложки растительного масла и щепотку соли. Потихоньку-полегоньку подливаем теплую воду и замешиваем упругое, не прилипающее к пальцам тесто.
Кастрюлю, в которой мы месили тесто будущих Амановых ушей, накрываем целлофановым пакетом и отправляем в отпуск на 2 часа. А пока что готовим начинку.
Здесь я позволю себе отступить от бабушкиного рецепта. Разводить мак молоком, добавлять мед, а потом варить всё это дело, выпаривая жидкость, - вещь для кулинара-мужчины невозможная. Во-первых, в процессе выпаривания треть начинки он попросту съест... и не говорите мне, что это называется «дегустация». Во-вторых, даешь парвенные, то есть, не молочные «гоменташн»: в Пурим полагается делать праздничную трапезу, а в Талмуде сказано, что «Нет радости без вина и мяса».
Берем ממרח תמרים, то есть, готовую финиковую пасту. Подогреваем в микроволновой печи на протяжении минуты-трех. Выдавливаем сок лимона, добавляем лимонную цедру этого самого лимона. Мужчины, если кто не в курсе, цедра — это когда берут лимон и натирают кожуру на терке.
В отдельную миску высыпаем стакан изюма, заливаем водой и промываем, удостоверившись в отсутствии жучков-паучков. Изюм подсыпаем к финикам и лимону, сдабриваем щепоткой корицы.
Ах, да, я ж обещал вам кашу из топора, точнее «уши Амана» из молотка. В стандартных рецептах часто пишут: «Измельчите орехи при помощи блендера». Поскольку среди моих и, наверное, ваших знакомых нет ни одного человека по фамилии Блендер, измельчать орехи — грецкие ли, миндаль ли, любые другие ли — мы будем вручную: стакан орехов пересыпаем в целлофановый пакет, водружаем на него другой такой же пакет и колошматим, простите за некулинарный термин, по орехам молотком.
Измельченные без всякого гражданина Блендера орехи подсыпаем к финикам и т. д., смесь тщательно перемешиваем.
Два часа прошло? Достаем тесто, раскатываем на предварительно присыпанном мукой столе, широким стаканом вырезаем круги. Края кругов смазываем взбитым яйцом.
На каждый круг кладем ложку начинки и при помощи больших и указательных пальцев обеих рук формируем треугольное ухо. Выкладываем на противень, смазываем взбитым яйцом, оставляем в покое в ближайшие 30 минут.
Разогреваем духовку до температуры 180 градусов и выпекаем «уши Амана» по рецепту моей бабушки (смотрите, не перепутайте порядок слов) 20 минут, пока не зарумянятся.
Финита ля комедия!
Читайте: полный обзор по теме Аман