Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
510 авторов73 активных446 современных27 — прошлых поколений400 мужчин74 женщин

Толдот Йешурун

Публиковался на Толдоте с июля 2000 по март 2022 гг.

«Русская» революция — цепная реакция продолжается…

В 1972 году, когда рав Ицхак Зильбер приехал в Израиль, в Иерусалиме практически не было ни одного бааль тшува из России. Постепенно, единицами, стали появляться баалей тшува, и к началу массовой алии [переезда евреев в Израиль] появились десятки «русских» бней Тора [приверженцев, букв, «детей» Торы] и преподавателей Торы, многие из которых в последствии стали видными фигурами русскоязычного еврейства.

Однако этот период, до начала массовой алии, можно назвать «периодом одиночек».

В конце 80-х, как результат массовой алии, сотни молодых русскоязычных евреев начали обучение в ешивах, и к 2000 году возникла уникальная ситуация, когда в Эрец Исроель появилось несколько сотен «русских» бней Тора — прошедших обучение 7—10 лет в лучших американских, европейских, израильских ешивах. Естественно, что многие из них являлись либо учениками, либо учениками учеников лидера движения за возвращение к тшуве русскоязычных евреев рава Ицхака Зильбера.

Много русскоязычных организаций внесли неоценимый вклад в воспитании и приобщение к Торе «русского» еврейства. Прежде всего, это ешива «Швут Ами», под руководством рава Элиезера Кугеля, московская ешива «Торат Хаим», «русские» отделения ешивы «Ор Самеах», «Махон Лев», «русские» группы в «Атерет Исраэль» и «Ха-Ран», «Шавей Гола», ешива «Двар Иерушалаим», женские программы «Бейт Ульпана» и «Неве Иерушалаим». Нужно отметить очень важную деятельность центров «Маханаим», «Ор-Авнер», «Шамир», «Шаарей Цион», «Эш аТора», школ «Шуву».

Трудно перечислить все существующие программы и проекты, и еще более трудно перечислить лично всех, кто принимал в них активное участие.

Как результат их работы, к концу 90-х появилась возможность использовать для просветительской деятельности сотни и сотни молодых аврехим [изучающих Тору] и лекторов.

Этот период, с конца 80-х до конца 90-х годов, можно назвать «периодом сотен».

В этой ситуации и появилась общественная инициатива «Толдот Йешурун».

Организация была создана Авраамом Коэном под духовным руководством рава Ицхака Зильбера. Руководителем колеля [учебного заведения для женатых мужчин] стал рав Бен-Цион Зильбер.

Первоначально это был хеврутный колель в иерусалимском районе Санедрия Мурхевет в синагоге «Эзрат Тора», куда пришли первые 5 пар учеников. Через несколько месяцев в колеле училось уже 50 еженедельных хаврут, то есть пар между учениками ешив и «русскими» евреями.

Количество учеников колеля стремительно росло, и посыпались просьбы об открытии учебных программ в других местах. Через короткое время под руководством рава Нохума Офмана появилась вечерняя программа в городе Бейтар Илит. В этом городе по вечерам русскоязычные аврехим начали учиться со своими товарищами, работающими в первой половине дня.

В Неве Якове и Бейт Шемеше под руководством активистов «Толдот Йешурун» Исроеля Манна и Иосифа Щупака «отпочковались» еще два новых колеля.

Так пошла «цепная реакция».

Сегодня колели «Толдот Йешурун» работают в Тель-Авиве, Хайфе, Ашдоде, Натании, Офакиме, Нетивоте, Модиине и других местах массового проживания репатриантов из бывшего СССР.

Параллельно с программами для мужчин возникла сеть уроков для женщин под руководством дочери рава Ицхака Зильбера, рабанит Хавы Куперман.

Таким образом, вечерняя учебная программа в Санедрии стала «теплицей» для выращивания лидеров русскоязычной общины Израиля, так как многие из руководителей региональных программ «прошли практику» в Санедрии, где уроки вели сами рав Ицхак Зильбер и рав Бен-Цион Зильбер.

Условно этот период можно назвать периодом формирования единой, общеизраильской учебной сети на русском языке — ведь в рамках «Толдот Йешурун» сегодня работает свыше 350 русскоязычных преподавателей Торы и лекторов!

Кроме того, для всех желающих учить Тору открыты двери ешивы «Толдот Йешурун» в Иерусалиме, собравшей лучших и ярчайших преподавателей Торы, как русско-язычных, так и израильских. Рош-ешива — рав Элимелех Куперман.

Подводя итоги первых лет работы «Толдот Йешурун» можно сказать, что три главных принципа на которые мы опираемся в своей работе, во многом повлияли на успех деятельности.

Первый — личный контакт. Все строится на основном принципе передачи Торы, использованном нашими предками из поколения в поколение, — хевруты, т.е. учебные пары.

Второй — руководителями всех программ стали выходцы из бывшего СССР, для них понятны и близки люди, с которыми они занимаются, их нужды и чаяния.

Третий — руководители наших программ не являются наемными работниками. Они сами собирают средства, и самостоятельно управляют бюджетом, получая от «Толдот Йешурун» в основном методическую и организационную помощь, а так же финансовую помощь на первом этапе, или небольшую ежемесячную процентную поддержку, как правило до 50%, иногда чуть больше, иногда чуть меньше.

Теперь мы можем говорить о возникновении условий для четвертого этапа развития «русского» религиозного сообщества. Это окончательное формирование русскоязычной общины Израиля.

В настоящее время возникают не только новые учебные программы, но и миньяны, гмахи, общины. Готовятся к строительству несколько синагог, появляются новые печатные издания на русском языке, открываются детские сады и т.д.

«Цепная реакция» продолжается.

В тему, посвященную этому автору