О Переписи в Торе рассказывается три раза. В первый раз перепись производилась вскоре после Исхода из Египта, при строительстве переносного Храма. Во второй раз — в начале второго года пребывания в пустыне. В третий раз такой подсчет был произведен после тяжелой эпидемии, поразившей народ за прегрешения. У каждого из этих подсчетов были свои причина и назначение.
Оглавление
Половина шекеля [↑]
Недельная глава «Ки Тиса» книги Шмот начинается с того, что Вс-вышний повелевает Моше произвести подсчет евреев путем собирания с каждого по половине шекеля. В буквальном переводе первая фраза главы звучит так: «Когда поднимешь головы сынов Израиля…». Талмуд (трактат Бава Батра, 10б) объясняет, что здесь имеется в виду более высокий духовный уровень, на который должны подняться евреи, благодаря пожертвованиям на нужды Храма (в данном случае — Мишкана, переносного Храма), ибо тот, кто дает, растет духовно.
Раши объясняет, что считать людей «по головам» не следовало, а чтобы определить их численность, необходимо было сосчитать полученные шекели. «Ибо над счетом (т.е. над сочтенными) властвует дурной глаз, и среди них может начаться мор, как мы находим во дни Давида [II Шмуэль 24, 10 и 15]». Раши ссылается на историю, когда царь Давид провел «поголовную» перепись — без повеления Свыше. В результате началась эпидемия, во время которой погибло много людей.
Половину шекеля должен был принести каждый военнообязанный мужчина, то есть такой, которому к началу месяца, 1-го Тишрей (иными словами, к Рош Ашана) уже исполнилось двадцать, но еще не исполнилось шестидесяти лет, при условии, что он возводил безупречную родословную к самому Яакову, то есть не был прозелитом, принявшим иудаизм, и происхождение его не имело других изъянов — он и только он должен был пожертвовать половину шекеля.
Всего за два утра все евреи выполнили указание Торы и пожертвовали каждый по половине шекеля. Никто не проверял, действительно ли каждый из тех, кто делал пожертвование, в возрасте от двадцати до шестидесяти лет, и все ли они безупречного происхождения. Когда сданные «полушекели» были пересчитаны, оказалось, что жертвователей было 603 550 человек.
Удобнее было бы считать целые шекели, чем половинки. Но указанием вести счет сынов Израиля по половинкам шекеля, Тора подчеркивает, что несовершенен — любой человек, независимо от того, каких высот ему удается достичь. Ощущение полноценности может возникать, когда отдельные «части» объединяются в «целое».
Создав Адама, Творец говорит: «Нехорошо человеку быть одному, сделаю помощника, соответствующего ему» (Берешит, гл. 2, ст. 18). Наши мудрецы объясняют, что одиночка, без супруги (супруга) — лишь часть человека. Так же — личность, отделенная от своего народа. Поэтому Тора как бы дает направление действий: соединить половины шекеля — в целое, единый еврейский народ, и первая перепись сынов Израиля положила начало этому объединению.
Вторая перепись [↑]
Другое название книги Бемидбар — «Сефер пкудим» (книга исчислений). В книге Бемидбар дважды говорится о пересчете сынов Израиля. С такого пересчета начинается первая глава, где повествуется о том, как в начале второго года пребывания евреев в пустыне, 1-го ияра, Вс-вышний приказывает Моше сосчитать мужчин в возрасте двадцати лет и старше во всех коленах Израиля (кроме колена Леви), особо — первенцев мужского пола во всех коленах (кроме колена Леви) и особо — левитов в возрасте от одного месяца и старше.
Раши объясняет, почему левитов не считали вместе с другими коленами: «Царский легион заслуживает, чтобы его сочли отдельно [Танхума]». Другое объяснение: «Святой, благословен Он, предузрел, что всем исчисленным от двадцатилетнего возраста и старше суждено будет умереть в пустыне. Сказал Он: “Пусть же эти не войдут в счет, ибо они принадлежат Мне, ведь они не согрешили (поклонением золотому) тельцу”» [Танхума; Бава батра 121б].
«Сосчитайте поголовно всю общину сынов Израиля по их семействам, по домам их отцов, по числу имен, всех мужского пола поголовно» (Бемидмар 1:2). Согласно Воле Творца, ответственность за произведение этой переписи ложилась на руководителей колен. Каждый из них должен был сосчитать, сколько взрослых людей было в его колене.
Народ, возглавляемый Моше и Аароном, готовился вступить в Эрец Исраэль и начать войну против местных языческих племен. Поэтому требовалось определить точное количество мужчин-призывников «от двадцати лет и старше, всех поступающих в войско Израиля…по ополчениям их». Но вскоре произошло непредвиденное: евреи поверили клеветническому отчету группы разведчиков, испугались идти в Святую землю и за это были наказаны сорокалетними блужданиями по пустыне до полной смены поколения.
Вс-вышнему, конечно, известно всё, включая количество евреев в стане. И все-таки, Он велел Моше пересчитать евреев, чтобы показать, как Он дорожит ими. Ибо каждая еврейская душа — это целая вселенная, важный элемент Творения.
Получив заповедь о переписи, Моше в тот же день начал пересчет, который продолжался около двадцати дней. Каждый еврей ставил свой шатер в месте, отведенном для его семейства, семейство — среди семейств своего рода, род — среди родов своего колена. Колена располагались в установленном порядке — по три колена у своего флага. Четыре флага располагались в лагере Израиля вокруг Мишкана — каждый со своей стороны, как установил Вс-вышний в Его заповедях.
Книга Ваикра, непосредственно предшествующая книге Бемидбар, завершается такими словами: «Вот заповеди, которые заповедал Г-сподь Моше для сынов Израиля на горе Синай» (Ваикра, 27,34), а книга Бемидбар начинается со слов: «И Г-сподь сказал Моше в пустыне Синайской… говоря: “Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Израиля…”» Из этого мы делаем вывод, что чистота родословной еврейского народа была необходимым условием получения им Торы и ее заповедей.
Еще до этой переписи, произведенной на втором году после Исхода из Египта, Тора дважды упоминает численность еврейского народа. В первый раз, рассказывая непосредственно об Исходе, она говорит: «И отправились сыны Израиля из Раамсеса в Сукот, около шестисот тысяч пеших мужчин, не считая детей» (Шмот, 12,37). Во второй раз эта численность выясняется 11-го Тишрей, когда Израиль получил указание построить Мишкан.
Вторая перепись производилась семь месяцев спустя. Моше, Аарон и главы колен Израиля, производя исчисление всего еврейского народа, тщательно проверяли возраст и родословную каждого появлявшегося перед ними еврея вплоть до праотца Яакова. Перепись продолжалась много дней, однако и она — после всех предосторожностей — дала в точности тот же самый результат, что и первая перепись: 603 550 человек. Не больше и не меньше.
Из этого мы, прежде всего, можем сделать вывод о том, что ни один еврей не умер за прошедшие семь месяцев. Все военнообязанные евреи были здоровы телом и духом. Ни у одного из них не было никакого изъяна. Мы узнаем также, что ни один человек, который не должен был жертвовать половину шекеля семь месяцев назад, не сдал ее; с другой стороны, ни один из тех, кто должен был пожертвовать половину шекеля, не уклонился от исполнения заповеди. Воистину, это было великое поколение.
Последняя перепись [↑]
В третий раз о переписи рассказывается в недельной главе «Пинхас»: она была произведена на сороковой год пребывания евреев в пустыне, в степях Моава, перед вступлением в Святую Землю.
Мидраш объясняет, что для этой переписи было несколько причин. Во-первых, когда евреи согрешили с моавитскими и мидьянитскими девушками в Шитиме, другие народы стали предъявлять им свои обвинения в том, что их родословные уже не так чисты. На это Вс-вышний приказал, чтобы была сделана перепись, позволяющая установить родословную каждого еврея. Проверяя чистоту происхождения каждого еврея, Он Сам добавлял в начало и конец имени его семьи две буквы Своего Святого Имени — эй и йуд.
Во-вторых, произведя перепись среди евреев перед своей смертью, Моше тем самым продемонстрировал всем будущим поколениям, что он исполнил возложенную на него задачу. Он оставил после себя 600 000 мужчин, всецело преданных Вс-вышнему и Его Торе.
В-третьих, Вс-вышний пересчитывает сынов Израиля после каждого мора — как пастух, пересчитывающий свое стадо после нападения на него волка.
Вс-вышний пересчитал евреев после мора в Шитиме, чтобы показать, сколь сурово наказание за безнравственные деяния.
И наконец, эта перепись произошла незадолго до вхождения евреев в Эрец Исраэль по той причине, что было необходимо определить, кто из евреев будет иметь право на получение своей доли. Уделы были распределены только между теми, кто к моменту переписи достиг двадцатилетнего возраста, причем «многочисленному дай больший удел, а малочисленному дай меньший удел, каждому по его исчисленным, дан будет его удел» (Бемидбар 26:54).
Прежде всего, были пересчитаны колена и общее число людей в них, а уж потом, отдельно, было определено количество левитов. Левиты не получали земельного удела в Эрец Исраэль. Их перепись являлась знаком уважения к ним. Возможно также, подсчет их численности был вызван необходимостью распределить левитов по городам левитов и выяснить размеры открытого пространства вокруг них.
По результатам этой переписи, евреев насчитывалось 601 730 человек, то есть общее число евреев уменьшилось на 1820 человек: за счет умерших в пустыне и во время мора.