Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Сегодня — «Песах Шени», второй Песах. Тот, кто по уважительным причинам не смог принести пасхальную жертву в Песах, мог сделать это 14 ияра.
Не следует снимать тфиллин, пока он не дойдет в молитве «У-ва ле-Цийон» («И придет Избавитель в Сион…») до слов «Да будет угодно Тебе , чтобы мы хранили в этом мире законы Твои»*. А в тех местах, в которых принято для чтения Торы не возвращать свиток на место, пока не прочтут «У-ва ле-Цийон», не снимают тфиллин, пока свиток Торы не возвращен в Ковчег. Намек на это правило содержится в стихе: «И прошел их Царь перед ними, и Б-г на их головах».
________________________________________
* Тщательно соблюдающие заповеди не снимают тфиллин до Кадиш Шалем. Аризаль имел обычай снимать тфиллин после слов: «И поэтому мы надеемся на Тебя…» (начало второй части «Алейну»). А если в этой общине читают Кадит Ятом (Кадиш сироты), лучше снимать тфиллин после него.
В большом подразделении царской армии еврейским солдатам не разрешалось отдыхать в субботы и еврейские праздники. Известный праведник рав Нахумке из Гродно, узнав об этом, пришел к раву Александру Моше Лапидоту, который хорошо знал русский язык, и предложил поехать вместе к генералу, командовавшему этим подразделением, чтобы просить его освободить еврейских солдат от работы в эти дни.
Раввинов предупредили, что речь идет об очень жестком и непреклонном человеке. Тем не менее, они собрались с духом и пришли к нему на прием. Едва войдя в кабинет генерала, они услыхали громоподобное: «Что вам надо?» Рав Лапидот обратился к генералу с такими словами: «Ваше Превосходительство, здесь находится великий мудрец и праведник, очень известный и уважаемый среди евреев раввин, — и он указал на рабби Нахума, — и этот великий раввин смиренно просит Ваше Превосходительство проявить милость к еврейским солдатам, находящимся под Вашим командованием, и освободить их от работы в дни суббот и еврейских праздников». Генерал рявкнул: «Что за выдумки!? Они будут работать, как и все солдаты!» И раввины вышли от генерала не солоно хлебавши. Однако едва они вышли, реб Нахумке сказал своему спутнику: «Мне кажется, нельзя терять надежду. Мы ему еще понадобимся». И не успел он договорить, как они увидели бегущего за ними солдата из генеральской свиты. Тот, запыхавшись, доложил, что генерал зовет раввинов обратно к себе.
Когда раввины снова вошли в кабинет генерала, тот обратился к рабби Александру: «Ты сказал, что с тобой великий раввин, святой человек. Моя малолетняя дочь уже месяц тяжело больна, сейчас она находится между жизнью и смертью, и врачи ничем не могут ей помочь. Если праведный раввин помолится за нее и исцелит ее, я выполню все ваши просьбы и не забуду достойно отблагодарить вас».
Окончание следует