Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Откуда взялось слово «гетто»? В 1516 евреи Венеции были вынуждены переехать в закрытый район — на территорию старого литейного завода. По-итальянски литейное производство называется «гетто», таким образом это слово вошло в язык еврейской истории. В 1555 г. Папа Римский Павел IV создал Римское гетто, а в 20-м веке нацисты вынудили евреев переселиться в десятки гетто — в одном только Варшавском гетто находились 450, 000 человек (30% всего населения Варшавы), ютясь на его крошечной территории.
Начинаем новую книгу о практических вопросах в области кашрута, с которыми можно столкнуться в современном мире
Вопрос:
Если поблизости нет кашерного ресторана, можно ли зайти в некашерный ресторан выпить чашку кофе?
Ответ:
Здесь возникают три проблемы:
1. Посуда в некашерном ресторане могла быть использована для некашерных напитков.
2. Люди могут подумать, что вы едите некашерное («марис айн»).
3. Еда, приготовленная иноверцем (бишуль акум), запрещена еврею.
В следующем выпуске в четверг проанализируем каждую из этих проблем.
Заповедь предохраняться от нечистоты, присущей мертвым телам, относится к коэнам во всех поколениях. Однако эти законы не относятся к женщинам: жена или дочь коэна может притрагиваться к трупам. На то есть две причины:
1. Женщины не совершают Служения в Храме, и поэтому им не надо поддерживать тот высокий уровень чистоты, который обязателен для коэнов-мужчин.
2. Раз из-за Хавы, первой женщины, люди стали смертными, то женщины не удостоены были доли в святости, которую приобретают, избегая прикосновения к мертвым телам.
От соблюдения законов о чистоте освобождены также и халалим — коэны, рожденные от запрещенных браков. Однако коэны с телесными изъянами, хотя и не могут совершать служение в Храме (о чем будет рассказано ниже), тем не менее не должны притрагиваться к трупам.
Коэну нельзя притрагиваться даже к куску мертвой плоти или органу от мертвого тела. Несмотря на то, что соблюдать законы о чистоте весьма трудно, коэны всегда придерживались их с большим тщанием.
Коэн Иосеф бен Пикхин мучительно страдал от воспалившейся раны на ноге. Чтобы спасти его, лекари решили ампутировать ногу.
Сын коэна присутствовал при операции. И сказал лекарям больной: «Когда останется перерезать последнюю нитку плоти, соединяющую ногу с туловищем, скажите мне». Лекари выполнили его просьбу, и тогда лежавший на столе в страшных мучениях приказал сыну выйти из комнаты: «Не оставайся здесь до конца, — сказал он. — Отрезанная нога осквернит тебя!»
Мудрецы относят к этому коэну стих из Коэлет (7:15) «Есть праведник, гибнущий в своей праведности», истолковывая его так: «Даже если праведник страдает так сильно, что жизнь его вот-вот прервется, праведность его останется с ним».