Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

среда, 31 января 202421 швата 5784
Ни дня без Торы

Некоторые способны рассказать тысячу и даже еще одну сказку. А попробуйте ответить на тысячу вопросов о еврейском законе, да со всеми нюансами! Сегоднягодовщина смерти рабби Моше Галанти (1620-1689)главы поколения евреев Земли Израиля, выдающегося законоучителя. Он первым удостоился титула «Ришон ле-Цион», которым с тех пор почитаются главные сефардские раввины Земли Израиля. Его книга респонсов называется «Тысяча Магана» (по числу ответов — ровно 1000, и аббревиатуре его имени).

Законы тфиллин

Если все же отвлекся

Если он случайно прервался (сказал что-либо) перед наложением головного тфиллин, пусть коснется ручного тфиллин* и снова произнесет благословение «(…) и заповедовавший нам налагать тфиллин», закрепит ручной тфиллин покрепче, а после этого наложит головной тфиллин и благословит на него**. Но если он прервался для того, чтобы сделать или сказать что-то нужное для выполнения заповеди тфиллин***, не нужно благословлять второй раз на ручной тфиллин.

__________________________

* И сдвинет его с места.

** БГ пишет, что в своих заметках рабби Акива Эгер постановил: если человек разговаривал между ручным и головным тфиллин, следует благословить сначала на головной, который он обязан сейчас наложить, а после этого пусть коснется ручного, затянет узел и благословит на него: «…накладывать тфиллин».

*Мнение МБ, которому принято следовать сегодня, отличается от мнения Кицура, поэтому стоит изучить этот вопрос отдельно.

Посмотреть полностью


Истории из жизни мудрецов

Последствия трагической ошибки

Рабби Моше и сыновья, выпустившие полное и качественное издание Талмуда, хотели запретить другим издавать его, но спустя годы рабби Акива Эйгер разрешил издательству Вильно печатать новое издание. Тогда первые издатели распространили сообщение, порочащее рабби Эйгера: якобы он уже слишком стар, чтобы выносить взвешенные галахические решения, и от его имени постановления выносит его сын.

Вскоре произошли страшные события: молодой переплетчик из славутской типографии, известный своим пьянством и легкомыслием, был найден повесившимся прямо в здании типографии. Местные «просвещенцы», которым типография, печатавшая святые книги, была как кость в горле, воспользовались этой трагедией. Они прислали властям донос, где обвинили владельцев типографии в предумышленном убийстве забулдыги. Дело происходило при Николае I, получившем прозвище «Николай Палкин»; он был известен своей жестокостью, и в особенности — своими антиеврейскими указами, самым тяжелым из которых был указ о кантонистах. Разумеется, это обвинение пришлось как нельзя кстати. Полиция тут же арестовала братьев р. Шмуэля и р. Пинхаса (престарелого р. Моше власти «пожалели»), и их держали в тюрьме, постоянно допрашивая, целых три года.

В конце концов был вынесен приговор, поражающий своей бесчеловечностью, но вполне обычный для того времени: «виновные» должны пройти «сквозь строй», получив каждый по полторы тысячи палок, и если они останутся живы после этой экзекуции, то отправятся на пожизненную ссылку в Сибирь!

В канун новомесячья элуля 5599 (1839 г.) зверский приговор был приведен в исполнение: на большой городской площади выстроились в ряд солдаты, вооруженные палками. Приговоренные должны были три раза пройти между рядами, полностью раздетые, со связанными руками, и получить удар от каждого солдата. Из одежды им было разрешено оставить лишь кипу на голове.

У одного из братьев во время прохождения сквозь строй упала с головы кипа, и он остановился, несмотря на продолжавшие сыпаться на него удары, чтобы не нарушить запрет мудрецов идти с непокрытой головой! Поднять кипу он не мог, и продолжал стоять под палками, пока один из солдат, увидев это, не сжалился над ним и не надел кипу обратно ему на голову.

После избиения оба брата чудом остались живы — обычно это мало кому удавалось. Но жестокий приговор, вынесенный сыновьям, подорвал силы их престарелого отца — р. Моше скончался в 5600 (1840) году.

Братья должны были отправиться в Сибирь, но благодаря многочисленным усилиям со стороны хасидов Кореца и Славуты, ссылка в Сибирь была заменена пожизненным заключением в Москве. И только после смерти тирана Николая, после восхождения на престол Александра II, они были полностью помилованы и вышли на свободу. Братья всем сердцем приняли вынесенный им приговор Небесного суда, понимая, что за оскорбление мудреца Торы с праведников спрашивается особенно строго.


Получайте этот листок на имейл ежедневно!