Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

среда, 24 января 202414 швата 5784
Ни дня без Торы

Однажды в студеную зимнюю пору… ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова Йеошуа Фалька, увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу. Такова была преданность учению рава Фалька (1680-1756), выдающегося законоучителя и комментатора Талмуда, автора знаменитой книги «Пней Йеошуа». Сегодня — годовщина его смерти.

Законы тфиллин

Исключения из правила

Как было сказано, запрещено произносить что-либо в промежутке между наложением ручного и головного тфиллин.

Но если он в этот момент слышит, как кто-то произносит благословение «(…) и заповедовавший нам накладывать тфиллин», может ответить «амен»*, поскольку этот «амен» является только подтверждением тому, что он верит в заповедь тфиллин, и поэтому не мешает наложению тфиллин оставаться единым процессом. Накладывая «Тфиллин рабейну Тама», тоже запрещено прерываться между наложением ручного и головного тфиллин. Но на Кадиш и Кдушу в этом случае можно ответить**.

__________________________

* По мнению МБ, это также запрещено.

** И то же относится к «Барху» и «амен». И после этого пусть немного сдвинет ручной тфиллин и вернет его на место, прежде чем накладывать головной.

Посмотреть полностью


Истории из жизни мудрецов

Чем тяжелее ошибка, и чем праведней ошибающийся, тем строже спрос

Рабби Моше, сын известного хасидского праведника рабби Пинхаса из Кореца, и два его сына, рабби Шмуэль Аба и рабби Пинхас, основали типографию в городе Славуте. Однажды они решили напечатать полное издание Талмуда высочайшего качества. Прежде чем приступить к работе, р. Моше и его сыновья разослали письма к видным раввинам того времени с просьбой постановить, чтобы за ними сохранялась монополия на издание Талмуда в течение десяти лет. Раввины, и в их числе главы поколения, такие как Хатам Софер и рабби Акива Эйгер, согласились издать такой указ. Таким образом, р. Моше и его сыновья получили гарантию защиты своих доходов и принялись за работу. В течение пяти лет Талмуд был издан в великолепном оформлении, и почти весь тираж был распродан.

Еще до того, как прошло десять лет со времени издания Талмуда в Славуте, владельцы типографии решили выпустить новый тираж. Но им стало известно, что владельцы другой типографии — в Вильно — также захотели издать Талмуд. Владельцы типографии в Славуте вновь обратились к раввинам, в числе которых был рабби Акива Эйгер, и потребовали, чтобы те, согласно первоначальному постановлению, запретили кому-либо другому издавать Талмуд. Рабби Акива Эйгер, чье слово было законом для всех остальных законоучителей, выслушал обе стороны и принял решение: поскольку подавляющее большинство тиража, изданного в Славуте, уже распродано, и издатели из Вильно готовы выкупить все оставшиеся у издателей Славуты экземпляры и таким образом не допустить, чтобы те понесли какой-либо ущерб, издатели Славуты не могут посягать на право владельцев другой типографии печатать Талмуд, способствуя распространению знания Торы во всем еврейском народе. Некоторые раввины приняли сторону издателей из Славуты, но мнение рабби Эйгера было решающим.

Однако рабби Моше и его сыновья, подбодренные тем, что были раввины, признававшие их права, совершили большую ошибку. Они послушались людей, которых не следовало слушать, и распространили сообщение, порочащее рабби Эйгера: якобы он уже слишком стар, чтобы выносить взвешенные галахические решения (рабби Акиве тогда было уже за семьдесят), и от его имени постановления выносит его сын, рабби Шломо Эйгер.

Этот пасквиль стал известен рабби Акиве Эйгеру, и он, вопреки своему обыкновению проявлять необычайную скромность, протест в письме от 4-го тевета 5596 (1836 г.), где написал следующее: «Меня очень возмутила дерзость владельцев типографии в Славуте … утверждающих, что, якобы, меня можно заставить исказить справедливый суд. На самом деле я всесторонне изучил их претензии и не нашел в них ничего, что позволяло бы решить дело в их пользу. И поскольку они не хотят подчиняться решению суда, я не прощаю их, ибо оскорбление Торы нельзя прощать». После этого рабби Акива встал напротив Ковчега со свитками Торы и произнес: «Владыка вселенной, я учу Твою Тору и на ее основании выношу решения. Пренебрежение собственным почетом я могу простить, но оскорбление Торы простить невозможно!»

Окончание следует


Получайте этот листок на имейл ежедневно!