Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

воскресенье, 24 июля 202225 тамуза 5782
Ни дня без Торы

Интересные бывают названия наших книг. Например, «Рычание льва» — «Шаагат Арье»; книга при этом не отпугивает, а наоборот, притягивает к себе неутомимых юношей — исследователей Талмуда на протяжении веков. Автор книги — рабби Арье Лейб Гинзбург (1695-1785), выдающийся законоучитель. Сегодня — годовщина его смерти.

Отношения между людьми. Не вводить в заблуждение

Наше дело предложить, ваше... отказаться?

Нельзя уговаривать человека присоединиться к трапезе (или пойти с вами в ресторан и т.п.), если вы знаете, что по какой-то причине он все равно не сможет этого сделать. Нельзя посылать человеку подарки, заранее зная, что он их не примет. Также нельзя предлагать выпить дорогой напиток, заранее зная, что бутылка пуста (а потом, например, извиниться и предложить что-то другое).

Подобные предложения и разговоры вводят другого человека в заблуждение. Теперь он будет чувствовать себя обязанным вам, и считать вас щедрым и заботливым. К такой манипуляции прибегают люди, которые хотят впоследствии воспользоваться доверием и просить о поддержке (заранее зная, что человек не сможет отказать).

Если же вы приглашаете другого человека из уважения или из вежливости (поскольку так принято), в этом нет никакого запрета. Наоборот, иногда ваше молчание будет воспринято как неуважение. Кроме того, если вы действительно желаете, чтобы ваш друг пришел к вам в гости на трапезу, то в настойчивых приглашениях нет никакого нарушения, поскольку никто не вводится в заблуждение. Даже если он будет чувствовать себя обязанным вам, то для этого будут основания.


Заповеди

Любите прозелита

207-я заповедь — любить геров (прозелитов, принявших еврейскую веру). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Любите гера» (Дварим 10:19). И хотя на гера тоже распространяется общее для всего Израиля повеление «Люби ближнего своего, как самого себя» — ведь Тора ведет речь о гер цэдэке («праведном гере», на которого распространяются все заповеди Торы), тем не менее, поскольку он сам пришел к нашей вере, а-Шем любит его особенно, и поэтому посвятил ему особую заповедь. Точно так же Он поступил с запретом притеснять гера: и хотя Он уже сказал: «Не притесняйте друг друга» (Ваикра 25:17), Он повелел кроме этого: «И гера не притесняй» (Шмот 22:20). А в Талмуде (Бава меция 59б) разъяснено, что притесняющий гера нарушает сразу два запрета — «Не притесняйте друг друга» и «Гера не притесняй» (НД 250,253). И подобно этому, мы обязаны любить гера, исходя из двух повелений — «Люби ближнего своего, как самого себя» и «Любите гера». И это ясно, без всяких сомнений, и мне не известно, чтобы кто-нибудь из составлявших перечень заповедей до меня ошибся в этом.

И во многих мидрашах разъяснено, что а-Шем заповедал нам любить гера так же, как заповедал любить Его Самого, да будет Он превознесен. Ведь Он сказал: «И любите а-Шема, вашего Б-га» (Дварим 6:5), и сказал: «И любите гера».

Посмотреть полностью


Получайте этот листок на имейл ежедневно!