Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Моше учил Торе весь народ, но Учителем Израиля привыкли называть другого – рабби Шломо Ицхаки, попросту – Раши, величайшего комментатора Писания и Талмуда, который жил почти тысячу лет назад. Сегодня – день его рождения. Есть несколько возможностей расшифровать акроним Раши, самая известная – Рабену Шломо Ицхаки, по имени его отца, первоначальным значением считается Рабену шеихъе (да здравствует), а можно трактовать и как Раббан шел Исраэль (Учитель Израиля).
5. 1. В Пурим все обязаны есть, пить и радоваться. Ночью 14-го Адара также следует радоваться и устроить себе чуть более богатую трапезу, чем обычно. Если Пурим выпадает на исход Шаббата, то, несмотря на то что в Шаббат необходимо устроить третью трапезу, следует есть днем немного меньше, чем обычно, чтобы оставить место для трапезы, устраиваемой ночью в Пурим. И тем не менее, устраивая вечернюю трапезу, не выполняют тем самым обязанность устроить трапезу в Пурим, поскольку заповедано, чтобы эта трапеза происходила днем, как сказано в Писании: «…дни пиршества…». И следует зажечь свечи, символизирующие радость и праздник, также устраивая дневную трапезу. И также ночью 15-го Адара следует радоваться несколько больше обычного4.
4 Ночью 15-го Адара заповедь не обязывает есть, а днем 15-го Адара необходимо хоть немного поесть, причем не обязательно хлеба (даже по тем мнениям, по которым 14-го Адара необходимо есть непременно хлеб).
В этот день, седьмого Адара, каждый человек должен серьезно задуматься о двух вещах, с тем, чтобы они навсегда остались у него в сердце. Эти две вещи — надежда на спасение и страх перед Судом.
Что такое надежда на спасение? Пример ее мы находим в истории рождения Моше Рабейну.
Он родился в трагический момент еврейской истории. Фараон, властелин Египта, постановил, что все новорожденные еврейские мальчики должны быть утоплены в Ниле. В течение трех лет и одной трети года египетские полицейские и простой народ тщательно следили за всеми беременными еврейскими женщинами. Когда приходило время родов, египтяне врывались в дома, немедленно отбирали новорожденных мальчиков, бросали их в реку и следили за тем, чтобы ребенок утонул. Из чрева матери он попадал в объятия смерти.
Весь еврейский народ находился в глубоком трауре и даже не надеялся на спасение.
Даже отец Моше Амрам, бывший одним из величайших руководителей поколения, сказал: «К чему напрасные усилия! Все равно мы ничего не можем сделать». После этого он расстался со своей женой и прекратил супружеские отношения с ней — чтобы больше не рождались дети, обреченные на смерть. К этому времени она уже была беременна Моше на третьем месяце. Вслед за Амрамом расстались со своими женами и все остальные евреи.
Однако в это время Всевышний открылся сестре Моше Мирьям, которой было всего пять лет, и сказал ей: «Твоей матери суждено родить сына, который спасет Израиль». После этого к ее родителям вернулась надежда, они вновь исполнились веры и возобновили супружеские отношения, а вслед за ними — весь еврейский народ. И действительно, вскоре родился спаситель Израиля!