Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Учитесь у маленьких детей, как служить Б-гу, — говорил Магид из Межерича, рабби Дов Бер (1710-1772), — они всегда веселы, никогда не сидят, сложа руки, а когда им больно — плачут. Магид, преемник Баал Шем Това, объединил хасидов в структурированное, связное движение. Единственный, кроме него, кто стоял практически в одиночку во главе всего хасидского течения. Сегодня — годовщина его смерти.
56. Следует посвятить определенное количество времени каждый день, чтобы изучать законы лашон а-ра и следить за своей речью.
§5. 2. Если тот, чьи провинности и заслуги уравновешивают друг друга, не надевал тфилин ни разу в жизни, то его наказывают за его грехи, но он все же удостаивается удела в грядущем мире. Также и все грешники, чьи провинности перевешивают их заслуги, наказываются за свои проступки, но получают удел в грядущем мире, несмотря на то, что согрешили, ибо у всех сынов Израиля есть доля в нем, как сказано: «И [сыны] народа твоего — все праведны, навечно получат в наследие землю» (Йешаяhу, 60:21). Здесь «земля» — символ «земли Жизни» — грядущего мира. Благочестивые из неевреев тоже удостоятся удела в грядущем мире.
Награда за мицву
Известный иерусалимский цадик рав Арье Левин каждую пятницу обходил иерусалимские больницы. Зайдя в отделение, он выяснял у медсестры, кого из больных не навещают, потом шел к этим несчастным людям, подолгу беседовал с ними, ободрял, укреплял их дух.
Однажды при выходе из больницы Шаарей цедек его сбила машина. К счастью, он отделался только легкими повреждениями, что весьма удивило врачей: в его-то возрасте и при таком сильном ударе… Но сам рав Арье не удивлялся этому чуду. «В Талмуде сказано, — объяснял он, — что человек, идущий выполнять мицву, находится под особой защитой Б-га, идет ли он к месту ее совершения или обратно».
«И сказал Исраэль Йосефу: “Ведь братья твои пасут в Шхеме; иди, я посылаю тебя к ним… посмотри, здоровы ли братья и цел ли скот, и принеси мне ответ”» (37:13,14).
Отправляясь к братьям в Шхем по указанию отца, Йосеф шел выполнять заповедь, да не простую, а особо ценную — мицву почитания родителей. Почему же он тогда пострадал? Почему, — спрашивают комментаторы, — Б-г не защитил его от заговора братьев, позволил им бросить его в яму со змеями и скорпионами и затем продать в рабство? Ведь мицва, подкрепленная словами Яакова «и принеси мне ответ», должна была защищать Йосефа на всем пути в Шхем и обеспечить ему благополучное возвращение домой?
Ситуация еще больше усложняется, когда мы узнаем из комментариев, что Яаков провожал Йосефа часть пути. Ведь мудрецы учат: с тем, кого провожают на начальном отрезке пути, не может произойти ничего худого.
Ответ таков. Яаков посылал Йосефа в Шхем, чтобы он встретил братьев именно там, в окрестностях города, мужское население которого было вырезано ранее двумя из братьев Шимоном и Леви в отместку за изнасилование их сестры Дины. Местные племена боялись семьи Яакова, и этот страх, видимо, обеспечивал защиту Йосефу. Поэтому, не найдя братьев в Шхеме, Йосеф должен был вернуться домой — мицва почитания отца была выполнена. Но он продолжал их искать и по указанию прохожего отправился к ним в Дотан. Это была уже его собственная инициатива, на которую защита мицвы не распространялась.
Хорошо, но даже если мицва почитания отца не действовала в Дотане, почему не сработала другая защита — отцовское сопровождение при выходе Йосефа из дома? А кто сказал, что не сработала? Ведь братья планировали вначале убить Йосефа, подозревая его в намерении узурпировать семейное лидерство, но по ходу дела смягчили приговор — продали в рабство. Они полагали, что полностью закабаленный человек не способен мечтать о власти, что рабство обезвредит Йосефа. И просчитались.
Продажа в рабство не только не помешала исполнению вещих снов о всевластии Йосефа, а наоборот, ускорила его возвышение.
Короче, важны не драматические события в Дотане, а их результат. Мицва почитания отца и отцовское сопровождение все-таки помогли. Сбылось напутствие Яакова — «и принеси мне ответ» (о братьях). Слова, брошенные как будто невзначай, оказались пророческими: Йосеф вернулся в семью — на гребне славы и успеха.