Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

четверг, 30 ноября 201712 кислева 5778
Ни дня без Торы

Скатерть-самобранка — хорошо это или плохо? В отношении еврейского Закона есть два подхода. Рав Шломо Лурия (1510-1573) — Мааршаль, был против того, чтобы люди могли узнавать все законы в готовом виде «с накрытого стола» («Шулхан Арух»). Следует знать, как они выводятся из Талмуда, считал Мааршаль, и для этого написал свои книги «Ям шель Шломо» и «Хохмат Шломо». Сегодня — годовщина его смерти.

Предлагаем вашему вниманию очередную подборку интересных материалов сайта, связанных с Йом Кипуром, в формате PDF в виде отдельного «субботнего» издания, чтобы желающие могли распечатать материалы заранее, до наступления праздника.
СКАЧАТЬ ЖУРНАЛ
Законы лашон а-ра

Поддержать ближнего

51. Чем меньше мы говорим, тем лучше. Но если мы видим, что кто-то удручен и грустен, то большая заповедь — поднять его настроение, сердечно поговорив с ним.

Посмотреть полностью


Изучаем алаху

Законы раскаяния. Глава 3

§5. 1. Когда сравнивают провинности человека с его заслугами, ему не засчитывают первые два из грехов; их учитывают, начиная с третьего. Но если все его грехи, начиная с третьего, перевешивают его добрые дела, то и первые два греха принимаются в расчет при наказании, которое ему определяют. Однако, если оказалось, что его грехи, начиная с третьего, и добрые дела уравновешивают друг друга, то с него снимают все грехи по одному: сначала третий, так как он считается первым после того, как два первых греха прощены, затем оказывается первым четвертый грех, ибо третий тоже прощен, и так до конца. Сказанное относится к отдельному человеку, как написано: «Вот, все это дважды или трижды совершает Бог с человеком» (Ийов, 33:29). Когда же судима община, не принимаются в расчет первый, второй и третий ее грехи, как сказано: «За три греха Израиля [Я его простил], но за четвертый — не прощу его» (Амос, 2:6). И когда взвешивают дела общины, учитывают грехи, начиная с четвертого.

Посмотреть полностью


Комментарий к недельной главе

Ваишлах

Два доллара за еврея

Узнав о приближении Эсава, Яаков первым делом подготовился тактически к отражению нападения: разделил своих людей и скот на два лагеря; затем призвал к себе на помощь Творца страстной молитвой. Третья оборонительная мера кажется странной на первый взгляд: «И взял (Яаков) из того, что у него было под рукой, в подарок Эсаву, брату своему…» (32:14). Неужели он надеялся подкупить своего лютого ненавистника, отнюдь не испытывавшего материальную нужду?

Все знают, как фанатично ненавидели нацисты евреев. Казалось, ничто не могло утолить их кровожадность, подорвать стремление уничтожить весь еврейский народ. Однако есть факты, показывающие, что даже эта слепая, методичная ненависть не всегда могла устоять перед обычной, старомодной взяткой.

Мало кому известен такой эпизод. В разгар Второй мировой войны словацкий раввин Михаэль-Бер Вейсмандель сумел подкупить ближайшего помощника Адольфа Эйхмана и тем самым предотвратить депортацию в лагеря смерти 25 тысяч румынских евреев. Цена этой сделки составила 50 тысяч долларов. По два доллара за одну еврейскую душу. Меньше цены билета на вечерний киносеанс.

Вдохновленный первым успехом, раби Вейсмандель задумал фантастический план. Если немцы клюнули на такую сравнительно небольшую взятку, почему бы не расширить масштабы операции? Почему бы не выкупить всех европейских евреев, попавших в лапы нацистов? Так родился план «Европа».

Теперь задним числом можно спросить: неужели была надежда, что нацисты сдержат слово? Трудно сказать. Но во всяком случае это был реальный и, пожалуй, единственный шанс спасти миллионы европейских евреев. Два человека, бежавшие из Освенцима, сообщили, что во время переговоров в лагерь перестали прибывать эшелоны с человеческим грузом. Даже газовые камеры простаивали. В это время в Освенцим прибыла группа евреев из Терезиенштадта; с ними обращались на редкость деликатно. Возможно, именно этих людей готовились освободить в обмен на аванс в двести тысяч. Но сделка не состоялась, и они погибли.

Почему миссия раби Вейсманделя не дала результата? Главная причина состояла в том, что любые переговоры с немцами, тем более, о переводе им больших денежных сумм считались предательством общего дела, подрывом военных усилий на фронтах. Советские власти заявили энергичный протест, когда узнали о плане «Европа». Американцы никогда не отважились бы перевести в Берлин миллионы долларов. Сионистские лидеры тоже не спешили спасать своих братьев, попавших в нацистскую западню. Некоторые даже говорили, что каждый должен внести свою лепту в разгром нацизма, принести свои жертвы, чтобы на равных участвовать в послевоенном переделе мира. Армии союзников проливают кровь на фронте. Уместно ли требовать особых усилий для спасения евреев, укреплять военную машину врага щедрыми взятками, тем самым затягивая войну и обрекая на гибель сотни или даже тысячи американских, британских и советских солдат? В результате сотни-тысячи солдат были спасены, зато погибли миллионы евреев…

Прежде чем отправиться в Рим на аудиенцию к императору, раби Йеуда а-Наси, составитель Мишны и один из величайших мудрецов Талмуда, внимательно изучал обстоятельства встречи Яакова и Эсава, описанные в сегодняшнем разделе. Его примеру следовали и другие мудрецы. Один из них — раби Янай — пренебрег однажды этой традицией, и в результате его миссия провалилась.

Почему эта встреча была так важна для подготовки к переговорам с властями античной сверхдержавы? Книга Берешит — это не просто историческая хроника. Она — дорожная карта еврейского народа. «Маасей авот симан ле-баним» — «Поступки отцов — ориентир для их потомков». Патриархи еврейского народа прокладывали нам путь. Когда Яаков встретился со своим братом Эсавом, он создал новую реальность, написал «инструкцию» о том, как надо вести себя с Эсавом и его духовными преемниками во все эпохи. Яаков готовился к войне; он молил Б-га о милосердии и помощи; и послал взятку Эсаву. Хотя с Эсавом шли четыреста солдат, и он мог пленить Яакова, даже убить его и захватить все его имущество, подкуп сработал. Несмотря на фанатичную ненависть к Яакову, Эсав клюнул на взятку, психологически не устояв перед соблазном.

Тора — это наш учебник жизни на все века. Она учит, как мы должны вести себя в мирные, благополучные времена и когда ночь изгнания предельно сгущается. Тот, кто пренебрегает ее указаниями, рискует не только собой, но и жизнями миллионов.

Посмотреть полностью

Получайте этот листок на имейл ежедневно!