Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
В 1881 году первое судно с еврейскими иммигрантами из России прибыло в Нью-Йорк. Это стало началом массовой эмиграции восточноевропейских евреев в Америку, и в ближайшие полвека более 2-х миллионов евреев найдут спасение от российских погромов в США. По данным переписи США за 1940 год, 1750000 евреев говорили дома на идиш.
11. Рехилут, чтобы спастись от подозрений. Пример
Броха Розовская увидела в витрине мебельного магазина очаровательную тумбочку с инкрустациями. Она тут же захотела ее купить, но вдруг обнаружила, что не взяла с собой ни кошелька, ни чековой книжки. Пришлось договариваться с продавцом, чтобы оставил для нее тумбочку до вечера. Тот согласился, и радостная Броха побежала домой. Каково же было ее разочарование, когда вечером, придя в магазин с деньгами, она обнаружила, что красивая вещица уже продана. «Почему вы не дождались меня? — обратилась она со слезами на глазах к продавцу. — Мы же договорились!» Продавец выглядел виноватым, он сказал: «Видите ли, мадам Розовская. Я не собирался продавать ее никому, но тут вошла мадам Эткина, вы же знаете ее напор, увидела эту тумбочку в углу, где я ее поставил до вашего прихода, и непременно захотела ее приобрести. Я объяснил ей, что товар уже продан, но она ничего не захотела слушать, положила деньги на прилавок и забрала ее. Я сам в ужасе, но что можно было поделать?»
Продавец нарушил запрет на рехилут. Ему не надо было называть имя мадам Эткиной. В лучшем случае он мог привести весь рассказ с насилием со стороны покупательницы, но — без имен!
ВНИМАНИЕ!
Двойные раковины зачастую имеют статус одной, а не двух отдельных. Поэтому в каждом случае необходимо выяснить, как они устроены.
Рабби Йосеф Теомим (автор комментария «При Мегадим») был одним из мудрецов Торы, которых содержал известный меценат р. Даниэль Яфе. Раввин учился в бейт-мидраше мецената и мог пользоваться его обширной библиотекой — большое собрание еврейских книг было роскошью, которую в те времена немногие евреи могли себе позволить.
Однажды к мудрецу подошел зять р. Даниэля — Давид Фридлендер, известный своим вольнодумством (впоследствии он стал одним из ведущих деятелей берлинской «Аскалы» — «Просвещения» — и сторонником реформизма). Фридлендер задал р. Йосефу вопрос: «Почему Моше посчитал нужным написать в Торе: “Тимна была наложницей Элифаза, сына Эсава”? В чем важность этой фразы?» По его тону р. Йосеф понял, что спрашивающий по-настоящему не заинтересован в ответе, а хочет лишь посмеяться. Руководствуясь правилом, приведенным в Талмуде — не отвечать «эпикоресу» (еретику), р. Йосеф сказал: «Извините, я не могу ответить на ваш вопрос».
Обрадованный Фридлендер пошел к своему тестю, р. Даниэлю Яфе, и сказал ему: «Вы содержите дармоедов, которые только делают вид, что учатся. Вот я задал самому уважаемому из них — рабби Йосефу Теомим — простой вопрос по Писанию, а он заявил, что не может на него ответить!».
Услышав это, р. Даниэль очень удивился: «Как такое может быть? Ведь рав Йосеф — один из величайших раввинов в наших краях! И даже рав города, рабби Цви Гирш Левин, отзывается о нем с большим почтением!» Фридлендер небрежно ответил: «Не верите мне — проверьте сами! Задайте ему тот же вопрос, и убедитесь!»
Р. Даниэль пригласил к себе рава Йосефа и рассказал ему об «открытии» своего зятя и о сделанных им выводах. Автор «При Мегадим» ответил с улыбкой: «Не беспокойтесь, р. Даниэль, моих знаний Торы все еще достаточно, чтобы оправдать те пять золотых в неделю, что Вы мне платите. И я могу ответить на вопрос Вашего зятя. Этот вопрос уже был задан до него, и задавал его не кто иной как царь Менаше, сын праведного Хизкияу, который был одним из известнейших вольнодумцев! По манере Вашего зятя я понял, что он ставит под сомнение важнейшую основу нашей веры — то, что Тора получена с Небес! Поэтому я и не ответил на его вопрос. Но Вам я отвечу.
Знайте же, что согласно знаниям, полученным нами от наших учителей, Тимна была из знатного рода. И она очень хотела присоединиться к семье нашего праотца Авраама и стать еврейкой. Он приходила к нашим праотцам, но они ее не приняли из-за темного пятна в ее происхождении. Тогда она пошла к Элифазу, зная, что он также является потомком Авраама и Ицхака, и он сделал ей “реформистский гиюр” и взял к себе в наложницы. Она согласилась, решив, подобно Агари (наложнице Авраама и матери Ишмаэля), что лучше быть рабыней у этого народа, чем госпожой — у других. Для нас это урок: не отталкивать тех, кто пришел с чистым намерением присоединиться к народу Всевышнего, ведь наши праотцы отвергли ее, и в результате от нее произошел Амалек, причинивший впоследствии столько бед народу Израиля!
Вот ответ на вопрос Вашего зятя, но ему я не мог ответить, потому что наши мудрецы предостерегали, что не следует отвечать еврейскому “эпикоресу”».
Р. Даниэль тяжело вздохнул и сказал: «Простите меня, рабби, что я согрешил перед Вами в своих мыслях и отвлек Вас от изучения Торы!»
По книге «Ветвь фамильного древа»