Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не объединяйся со злодеем даже ради соблюдения заповедей.»Авот де-рабби Натан, глава 9

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

четверг, 23 марта 201725 адара 5777
Ни дня без Торы

«Врачи ничего не решают, решает Б-г!» — объявил рав Исраэль Яаков Фишер, когда ему сказали об очередной больной, что она безнадежна, по мнению врачей. Рав посоветовал ее внуку кое-что (у нас называется — сгула, особое средство), и больная выздоровела, к полному недоумению врачей. Таких случаев в практике рава Фишера было не счесть, люди шли к нему за лечением, советом. Рав Й. Я. Фишер (1925-2003) был одним из известных законоучителей своего времени, сегодня — годовщина его смерти.

Законы лашон а-ра

БЕРЕГИ СВОЮ РЕЧЬ. Часть 3. Запрет на сплетни. Глава 1

14. Скрытый рехилут

Запрещено напоминать человеку, что кто-либо оскорбил его, даже если это делается окольным путем. Намекая на инцидент, который может вызвать в слушателе неприязнь к другому, мы произносим запрещенный рехилут.

Посмотреть полностью


Цдака и маасер

ЛЮБОВЬ К БЛАГОДЕЯНИЮ.Часть 2. Глава 20. Подробности законов отделения денег на цдаку

4. 2. И еще [мидраш перечисляет священную утварь, которую удостоились принести для Скинии главы колен, и хотя они принесли одно и то же, относительно каждого существует индивидуальное объяснение, почему он удостоился принести именно эти вещи — прим. пер.]: миску — в заслугу хлеба, которым Звулун кормил Иссахара, кропильницу в заслугу вина, которым он поил его. А почему они сделаны из серебра? Потому что и серебром [словом “серебро” обозначаются также и деньги — прим. пер.] он снабжал его для всех его нужд… “Обе полны солетом (мукой высшего сорта)” <намек на то, что и Иссахар, и Звулун> оба они получали награду за изучение Торы, <потому что> делили между собой доходы; таким образом, как Звулун имел долю в Торе Иссахара, так и Иссахар имел долю в деньгах Звулуна…», см. там. Отсюда видно, что поддержка оказывалась в размере, намного превышавшем хомеш. А в словах мудрецов мы неоднократно находим, что они приводят в пример будущим поколениям отношения Иссахара и Звулуна, так как же мы можем удерживать от этих отношений наше поколение? Наоборот, <мы должны признать, что> поскольку тот, кто поддерживает изучающего Тору, получает долю из его награды, к этому неприменимы никакие ограничения — чем большей будет поддержка, тем большей будет и доля от награды.

[Примечание автора. Из этого мидраша человек, хорошо понимающий, что такое богобоязненность, может сделать выводы о том, как следует относиться к этому сотрудничеству, и как себя вести, когда к тебе приходит талмид хахам. Следует принять его приветливо, как приняли бы делового партнера, благодаря сотрудничеству с которым заработано много денег. За это человек удостоится в грядущем мире доли в Торе, которая положена ему за его поддержку, тоже с особой радостью. А не так, как делают некоторые недалекие люди, из-за наших многочисленных грехов, оказывая весьма ограниченную поддержку <изучающим Тору>, при этом демонстрируя им свое презрение и сердясь на них. А ведь той мерой, что человек отмеряет <другим>, в конце концов отмеряют ему, и «умный человек видит будущее».]


Комментарий к недельной главе

ГЛАВА ВАЯКГЕЛЬ ПЕКУДЕЙ

— Мы с вами где-то встречались, — спросил глава бруклинской ешивы «Хаим Берлин» рав Арон Шехтер, обращаясь к ученикам «Синай Академи». — Может быть, на Синае?

— Нет, мы не помним, чтобы вы приходили в нашу школу «Синай», — с удивлением ответили ребята.

— Но ведь мы встречались на Синае, — рав Шехтер понизил голос, переходя буквально на шепот; и чем тише он говорил, тем внимательней его слушали ребята.

— Вы имеете в виду гору Синай? — спросил один ученик.

— Да, мы все когда-то стояли у горы Синай, ибо души всех евреев принимали Тору в момент Синайского откровения. При этом глаза раввина сияли улыбкой, и он переводил доброжелательный взгляд с одного юноши на другого, знакомясь и устанавливая душевный контакт с каждым. — Вы знаете, почему так важно помнить, что каждый из нас — часть своего народа?

— Это основа единства, — ответил один ученик «Синай Академи».

— Верно, это важно для единства народа, — продолжил рав Шехтер. — Однако это также важно для самого человека. Почему, например, вам важна ваша рука?

— Потому, что ею можно дать цдаку, помочь бедному человеку, — сказал один ученик.

— Потому, что на руку надевают тфилин во время молитвы — добавил другой.

— А может, потому, что она часть меня? — спросил третий.

— Да, важность руки определяется тем, что она часть нашего тела, часть человека, — продолжил раввин. — Так же и значимость, величие каждого определяется тем, что мы часть одного великого целого, народа, несущего миру свет Торы.

В субботу в синагогах будут читать отрывок из Торы, рассказывающий о том, что каждый взрослый еврей должен был дать полшекеля для службы в Мишкане, переносном Храме в Синайской пустыне.

«И сказал Всевышний Моисею: Когда поднимешь голову евреев (это буквально, Тора указывает сосчитать евреев поголовно)… то пусть каждый даст половину шекеля» (Шмот, 30:11—13).

Почему, говоря о подсчете евреев, Тора указывает поднять голову?

Когда фашисты пытались сломить дух евреев в концлагерях, они присваивали каждому узнику номер, выкалывая его на руке. Счет людей — это процесс присваивания каждому человеку безликого номера. Это унижает индивидуальность, уникальное предназначение каждого. Так как же сосчитать людей, чтобы при этом не унизить, а поднять их головы?

В пустыне считали не людей, а монеты, которые давали для общего дела, службы в Храме. Это должно было помочь людям осознать, что каждый из них — часть целого. Заповедь дать полшекеля напоминала, что каждый человек очень важен и ценен для всего народа.

— Каждый важен! — рав Шехтер вдруг перешел с шепота на высокие регистры, сотрясая своим голосом аудиторию и проникая в души каждого. — Ты важен, и ты, и ты… и я, мы все в одинаковой степени важны! Поэтому каждый давал монету одного достоинства — и богач, и бедняк, и богатый, и бедный духом, ибо у каждого человека свое уникальное предназначение в жизни, которое чрезвычайно важно для всего народа. Осознание собственной важности — ключ к реализации своего духовного потенциала. Пусть каждый почувствует себя принцем, и тогда он не совершит преступления не из страха быть разоблаченным, а из чувства собственного достоинства не захочет унизить себя…

После урока ребята по одному подходили к раву Шехтеру, и он каждому давал благословение. Ребята выходили с приподнятым настроением. А мне казалось, что каждый из них даже вырос на пару сантиметров.

Великому педагогу раву Шехтеру в буквальном смысле удалось «поднять головы» ребят, вдохнуть в них веру в себя, в свои силы, в свою миссию, которая так важна и нужна нашему народу…

Посмотреть полностью

Получайте этот листок на имейл ежедневно!