Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
В этот день в 1349 году евреи Базеля (Швейцария) были сожжены заживо в деревянном доме, возведенном специально для этой цели. Еврейская община Базеля процветала до 1348 года, когда евреи были обвинены в отравлении колодцев во время эпидемии чумы. Это вызвало множество гонений: еврейские дети были насильственно крещены, 600 евреев были сожжены на костре, а остальные были сожжены заживо в деревянном доме.
6) Двое рассказывают двум.
Особое разрешение «перед тремя» применяется лишь тогда, когда один человек злословит в присутствии троих. Но если два человека злословят в присутствии еще двоих, то, несмотря на то что всего их четверо, вопрос о том, можно ли об этом рассказывать, остается открытым — ведь двое злословящих могут пожалеть о том, что причинили человеку вред своими необдуманными речами, и тогда «распространителей» останется только двое.
Либун хамур
В случае, когда запрещённый продукт впитался в посуду при жарке, печении или других процессах готовки без использования жидкости, посуда не подлежит кошерованию с помощью агалы. Такую посуду можно откошеровать только посредством либун хамур. Процесс готовки без использования жидкости подразумевает и ситуации, когда продукт или посуда были смазаны маслом или маргарином, чтобы еда не подгорела. Если продукт жарят в большом количестве масла или другой жидкости, данный процесс приравнивается к варке и в таком случае помогает агала. Глиняную посуду, которая не поддаётся кошерованию с помощью агалы, можно откошеровать с помощью либуна. Но подобно другой посуде и другим видам кошерования — только в том случае, когда от либуна она не сможет испортиться.
Когда рабби Шмуэль Горовиц (р. Шмельке из Никольсбурга) был приглашен на должность раввина города Никольсбурга, в его честь был организован торжественный прием. Перед приемом он попросил оставить его одного. Закрывшись в комнате, он принялся говорить сам с собой. Любопытные, прислушавшись, разобрали, что р. Шмуэль произносит: «Добро пожаловать, великий гаон, светоч поколения и т. д.»
Когда р. Шмельке закончил это странное «упражнение» и вышел к встречающим его людям, кто-то набрался смелости и спросил, что все это означает. Р. Шмельке ответил так: «Очень просто. Сейчас мне предстоит присутствовать на торжественном приеме в мою честь, и там мне будут расточать подобные титулы и эпитеты. Чтобы, не дай Б-г, не возгордилось мое сердце, я решил исполнить слова наших мудрецов: “Пусть почет твоего ближнего будет важен в твоих глазах, как твой собственный” (Авот, 2:15) — пусть почет, который воздают мне другие люди, будет важен в моих глазах так же, как почет, который я воздаю самому себе! После того как я прослушаю всевозможные высокопарные эпитеты в собственном исполнении, они уже не произведут на меня впечатления, когда я услышу их от других. И восхваления, сказанные другими в мой адрес, будут значить для меня не больше, чем восхваления, сказанные мною самому себе!»
По книге «Ветвь фамильного древа»