Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

четверг, 9 февраля 201713 швата 5777
Ни дня без Торы

Свобода, равенство и братство! Для всех? Почти… В этот день в 1790 г. Франция предоставила полное и равное гражданство евреям-сефардам (ашкеназы получили гражданство полтора года спустя). Однако отдельные случаи дискриминации продолжали иметь место еще в течение долгих лет, как например, отказ Наполеона платить долги еврейским заимодавцам и ограничения в виде на жительство.

Законы лашон а-ра

БЕРЕГИ СВОЮ РЕЧЬ. Часть 2. Глава 11

Следует также обратить внимание на то, что многие авторитеты с этим мнением (разрешением рассказывать услышанное перед тремя) не согласны. К тому же, поскольку разрешение «перед тремя» само по себе содержит множество ограничений, соблюдение которых удается крайне редко, Хафец Хаим подвергает сомнению само это мнение. Тем не менее, оставаясь честным ученым, Хафец-Хаим выделяет условия, при которых это правило не применяется (вместо того, чтобы вообще его запретить).

1) Запрещено намеренно распространять информацию, полученную в результате злословия, даже если оно было произнесено в присутствии трех человек.

2) Запрещено распространять «злоязычную» информацию, полученную от одного человека, который утверждает, что слышал ее в присутствии троих.

Посмотреть полностью


Цдака и маасер

ЛЮБОВЬ К БЛАГОДЕЯНИЮ. Часть 2. Глава 19. Как правильно распределять маасер (десятину). Законы хомеша (пятой части)

3. 2

Разделить же хомеш правильно следующим образом: первую десятину отдать изучающим Тору, потому что она подобна первому маасеру, который отдавали коэнам и левитам, чтобы они укрепились в Торе Всевышнего, как сказано в Писании. А вторую десятину отдать на остальные Б-гоугодные дела. Подобную рекомендацию я нашел и в книге «Шита Мекубецет» от имени рава Амеили.

[Сокращенное примечание автора: из намека Писания видно, что отдавать два маасера предпочтительнее, чем один хомеш, потому что маасер связан с некоей тайной Торы, и не стоит этим пренебрегать… А если он не может давать хомеш, но может давать больше чем один маасер, тоже хорошо…]


Комментарий к недельной главе

ГЛАВА БЕШАЛАХ

— Рав Шмуэль Биренбаум был спасен из огня войны и посвятил свою жизнь спасению других, — с этих слов начал выступление рав Ошер Калманович, оплакивая кончину своего великого тестя, возглавлявшего иешиву «Мир» в Бруклине…

… Тысячи людей пришли утром к зданию иешивы, чтобы выразить уважение человеку, который так много сделал для духовного становления американского еврейства.

Рав Шмуэль Биренбаум прославился необыкновенной преданностью Торе и любовью к своим ученикам. С раннего утра до позднего вечера он проводил не в кабинете, а в иешиве вместе с учениками. Реб Шмуэль находил время и средства помогать нуждающимся, но сам жил в самых скромных условиях. Будучи у него в гостях в субботу, я не обнаружил ничего, кроме стола, стульев и книг. Последний год реб Шмуэль тяжело болел, пережил операции, химиотерапию, но, проявляя невероятное мужество, продолжал до последнего дня давать уроки Торы. В своем завещании он просил, чтобы выступления на его похоронах были короткими и не мешали распорядку занятий в иешиве.

Пишу эти строки с чувством особого трепета и благодарности реб Шмуэлю, который принял меня в иешиву «Мир» в 1987 году. Мои сыновья в дальнейшем также стали его учениками и часто дома за субботним столом делились тем, что слышали от него…

— Что означает имя Моисей? — продолжил свою мысль рав Калманович. — Дочь Фараона нарекла его именем Моше — «Вытащенный из воды», потому что, услышав плач ребенка, вытащила его из воды. Мидраш утверждает: это учит нас, как велика награда творящих добро. Ведь все то, чего добился Моисей в своей жизни, стало возможным лишь благодаря дочери Фараона, которая спасла его. Это осталось навсегда запечатленным в имени Моисей — «Вытащенный из воды». Велика награда творящих добро и посеявших семена. Проходит время, и эти семена прорастают, дают урожай и новые семена.

Почему, творя мир, Всевышний сотворил лишь одного человека — Адама? Ведь Он мог сотворить много людей? — спрашивает Талмуд. — Чтобы научить нас, что убивающий одного человека убивает целый мир, а спасающий одного человека спасает целый мир! Велика награда рава Шмуэля Биренбаума, который посеял многочисленные семена — тысячи учеников, продолжающих его путь добра в мире!..

Еврейское имя человека выражает его духовную суть, предназначение в жизни. Имя Моисея напоминало раву о чуде спасения и о его жизненной миссии: он был спасен для того, чтобы спасать свой народ. И «вытащенный из воды» Моисей выводит евреев из вод Красного моря!

Моисей был принцем во дворце Фараона, но отказался от безопасности и комфорта, посвятив жизнь спасению своих братьев. Он помнил о чуде спасении и с благодарностью ко Всевышнему спасал других. И если чувство благодарности стало движущей силой для добрых дел Моисея, то неблагодарность — первоисточник зла Фараона, о котором сказано: «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа». Именно этот царь решил перехитрить евреев, сделав их рабами.

Все египтяне знали Йосефа, который спас Египет от голода? Конечно же, и Фараон знал Йосефа, но делал вид, что не знает, потому что не хотел быть благодарным Йосефу и его потомкам, объясняет Раши.

Когда в дальнейшем Моисей сказал Фараону, что Всевышний послал его с призывом «Отпусти народ Мой!», Фараон ответил: «Не знаю Всевышнего!»

Сначала Фараон сказал «не знаю Йосефа», а потом — «не знаю Всевышнего», — заключает Мидраш. — Неблагодарность к человеку приводит к неблагодарности и отрицанию Б-га!

«Я тоже услышал крики евреев», — обратился Всевышний к Моисею из горящего куста, призывая вывести евреев из Египта. Почему сказано «Я тоже»? Кто еще, кроме Всевышнего, мог услышать стенания евреев под гнетом рабства?

Несмотря на всю тяжесть изгнания, евреи не очерствели, а проявляли сочувствие к страданиям других людей, слышали их крики о помощи. В награду за это и Всевышний услышал их стенания, и послал Моисея освободить их из рабства, поясняет Хатам Софер. Всевышний относится к людям так же, как они относятся друг к другу. Если они не глухи духовно, а слышат просьбы о помощи другого, то и Всевышний слышит их молитвы и приходит на помощь. Тот, кто искренне и бескорыстно посвящает свою жизнь спасению других, сам удостоится спасения!

Посмотреть полностью

Получайте этот листок на имейл ежедневно!