Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Злодей раскаялся перед смертью! Этот день был объявлен праздничным в Мегилат Таанит в честь избавления народа Иудеи от тирании Александра Янная (125—76 до н. э.), царя из династии Хасмонеев. Поддерживая саддукеев, он нещадно преследовал мудрецов, и день его смерти был встречен с облегчением большинством народа. Есть сведения, что перед самой смертью он написал царице, сестре рабби Шимона бен Шетаха, письмо со словами раскаяния.
7. Позорить общину за недостаток милосердия. Примеры
Месье Блюменталь, собирая деньги для некоего достойного учреждения, обратился в известную синагогу и получил очень небольшую сумму. Месье Блюменталь, шокированный скупостью, выразил свою досаду в присутствии месье Полака. То, что он рассказал — лашон а-ра!
Еще один пример запрещенного высказывания: «Евреи местечка К. — все, как один, снобы».
10. Человеку, у которого есть какая-то болезнь или физический недостаток, запрещено напоминать об этом. То же касается и человека, с которым происходят какие-то неприятные события (например, болеют или умирают близкие). Нельзя в подобных случаях говорить: «Если бы ты был достоин… если не было бы на вас греха, этого бы не случилось». Такие разговоры допускаются, только если необходимо помочь человеку раскаяться, но и тогда нужно быть более чем осторожным, чтобы не обидеть и не причинить страдания этому человеку.
Один из учеников раби Йехезкеля Абрамского после свадьбы переехал в другой город, далеко от своего учителя. И в течение многих лет так и не смог увидеться с ним. Но пришло время, и он все-таки отправился в путь. При встрече учитель спросил, как его дела, как поживают жена и дети. Ученик опустил голову: у него до сих пор не было детей. Когда рав Йехезкель понял, какую ошибку он допустил, он побледнел и на секунду потерял дар речи. Придя в себя, рав сказал: «Я обещаю тебе, что с этого дня я буду молиться за тебя три раза в день, чтобы Всевышний послал тебе потомство. А ты, пожалуйста, прости меня, за то, что я причинил тебе боль».
72-я заповедь — повеление, чтобы за определенные прегрешения приносили жертву, зависящую от достатка согрешившего. Эту жертву обязаны приносить за следующие грехи: осквернение Храма и осквернение святынь, швуат битуй (изреченная клятва) и ложная «клятва свидетельства».
Тот, кто осквернился от одного из источников ритуальной нечистоты (как мы разъясняли в предисловии к разделу Теарот), и по ошибке вошел в Храм, совершил осквернение Храма. А если он в состоянии нечистоты по ошибке ел мясо жертвенного животного, совершил осквернение святыни. Тот, кто дал «изреченную клятву» (т. е. поклялся сделать /или не сделать/ определенное действие) и по ошибке не сдержал клятвы; тот, кто ложно дал «клятву свидетельства» (ложно поклялся, что не видел происшедшего и поэтому, якобы, не может свидетельствовать), — поклялся ли он по ошибке или умышленно, — за любой из этих проступков приносится жертва, называемая корбан оле вэйоред (жертва, зависящая от достатка согрешившего).