Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Споры — не ссоры! Известно, что со времен 2-го Храма мнения наших учителей о деталях законов разошлись. О природе этих споров говорится в известном респонсе рава Хаима Яира Бахраха (1638-1701), знаменитого законоучителя, автора сборника респонсов «Хавот Яир» и около сорока других книг. В названии «Селения Яира», помимо отсылки к библейскому Яиру, сыну Менаше, он намекает на свою праведную и ученую бабушку, которая была внучкой Маараля из Праги.
Сегодня вечером — 7-я свеча Хануки.
1. Сообщить о причиненном зле (семь условий)
(3) Необходимо предупредить нарушителя, прежде чем рассказывать о его нарушениях.
г) Если вы известны в своей общине как неподкупный и честный человек и все знают, что вы готовы повторить свой рассказ в присутствии нарушителя, то можно также не выполнять условие о необходимости трех свидетелей.
В синагоге ханукальные светильники зажигают у южной стены здания.
В доме, где ханукальные светильники зажигают несколько человек, нужно поставить подсвечники на таком расстоянии друг от друга, чтобы было хорошо видно, сколько огней зажег каждый.
«Заповедь Хануки в высшей, особой степени угодна Вс-вышнему. Человек должен исполнять ее со всей тщательностью, повествуя о чуде и умножая хвалы Вс-вышнему, сделавшему его для нас. Даже тот, кто кормится подаянием, пусть попросит милостыню или продаст свою одежду, купит на добытые таким образом деньги масло и зажжет светильник.
Тот, перед кем в канун субботы стоит выбор — купить масла для ханукальных светильников или вино для субботнего кидуша, должен предпочесть заповедь Хануки и купить масло, даже если в таком случае у него не будет вина для кидуша.
Поскольку обе эти заповеди установлены еврейскими мудрецами, следует предпочесть ту, которая содержит память о чуде» (Рамбам).
Фараону приснились два тревожных сна, а его мудрецы не могли их разъяснить так, чтобы он согласился с их толкованием. Виночерпий фараона, который прежде был в тюрьме вместе с Йосефом, разъяснившим его сон, рассказал об этом фараону и предложил спросить у Йосефа. Обратите внимание, как виночерпий рекомендовал его фараону:
БЫЛ ТАМ С НАМИ ЮНЫЙ ЕВРЕЙ, РАБ НАЧАЛЬНИКА СТРАЖИ, МЫ ЕМУ РАССКАЗАЛИ [наши сны], А ОН ИСТОЛКОВАЛ КАЖДОМУ ЕГО СОН (Берешит, 41:12)
Раши комментирует: «Будь прокляты грешники — даже похвала их несет ущерб». Виночерпий как будто восхвалял способности Йосефа — но как:
а) наар: то есть молодой, глупый, недостоин величия;
б) еврей: чужестранец, даже не знает нашего языка;
в) раб: а написано в законе египетском, что раб не может управлять страной и носить царские одеяния.
Р. Йерухам Левовиц отмечает, что виночерпий, по сути, хотел отозваться о нем хорошо, ведь Йосеф хорошо к нему отнесся. Но с языка грешника не может сойти ничего вполне хорошего. Даже восхваляя, он вставит что-нибудь порочащее.