Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Раввин и император — друзья. Еще когда не родились Яаков и Эсав, было предсказано появление двух их великих потомков. Один из них — это рабби Йеуда а-Наси, составитель Мишны, — великий мудрец из последних таннаев, составитель Мишны. Последнее стало возможным, в частности, благодаря спокойствию, царившему в Земле Израиля в период правления Антонина, с которым был дружен Рабби. Сегодня — годовщина смерти рабби Йеуды а-Наси.
10. Держитесь дальше от злословия!
В аудитории или зале старайтесь не садиться рядом с теми, кто любит сплетничать и злословить. Кроме того что они принудят вас слушать их лашон а-ра (или непосредственно участвовать в их «злоязычном» разговоре) — своей праздной болтовней они будут отвлекать вас от праведных дел и мыслей. Особенно опасно их соседство в синагоге или ешиве.
3. Все вышесказанное (см. выпуски за две прошлые недели) верно в случае, когда у человека есть свое дело, и он может каждый раз записывать посланную ему Всевышним прибыль. Однако если он занят торговлей, то практически невозможно записывать ту незначительную прибыль, которая случается у него время от времени. Поэтому такому человеку можно посоветовать, чтобы раз в год он делал общий (приблизительный) подсчет результатов своих торговых операций, а в блокноте записывал то, что относится к его бизнесу [если таковой имеется вдобавок к торговле, так чтобы потом суммировать доходы — прим. пер. ], и так сможет оценить свою прибыль. Также пусть приблизительно оценит свои домашние расходы — то, что он потратил на еду и одежду в течение этого времени, и сравнит это с тем, что записано в блокноте о том, сколько он потратил на цдаку, включая то, что он подавал беднякам, которые приходили к нему домой. Все это следует поставить в качестве условия в момент, когда он берет на себя заповедь маасера — чтобы он имел право делать подобные расчеты приблизительно, а не учитывая каждую копейку [что может оказаться невозможным, потому что какие-то мелочи он может и не учесть — прим. пер.].
От полученного наследства тоже следует отделять маасер.
Согласно еврейской традиции, «Машиах въедет в Иерусалим на осле». Почему на осле? Слово «хамор» означает «осел», оно однокоренное со словом «хомер» — материал или материализм. Не случайно, описывая историю египетского рабства, Тора рассказывает, что Фараон заставлял евреев строить пирамиды из этого самого «материала» — «хомер». На духовном уровне это символизировало, что Фараон насаждал материализм. Исходя из этого, оседлать осла, значит, победить материализм и обрести веру. Более того, осел — упрямое животное, символизирующее животные инстинкты человека. Если инстинкты управляют разумом, то человек находится в рабстве, если же разум управляет инстинктами, то человек удостаивается раскрепощения, и в его жизнь приходит Машиах!
Тора, рассказывая об упрямом Фараоне или обманщике Лаване, преподносит нам урок, как победить Фараона и Лавана в себе! Когда мы читаем о милосердном Аврааме или справедливом Ицхаке, мы в первую очередь «открываем и укрепляем» Авраама и Ицхака в себе!
В свете языка символов Торы постараемся прочитать рассказ о борьбе Яакова и Эйсава, которая началась с их рождения.
«И вышел первый: красный, весь, как плащ, волосатый; и нарекли ему имя Эйсав. А потом вышел брат его, держась рукой за пяту Эйсава; и наречено ему имя Яаков» (Берешит, 25:25—26).
Эйсав дословно переводится как «сделанный», «завершенный». Тора описывает Эйсава, используя внешнюю характеристику тела: красный и волосатый. Яаков же означает «следующий по пятам», то есть стремящийся. Эйсав — это символ тела, а Яаков — души.
Магараль из Праги объясняет, что имя Яакова указывает на пяту, потому что это самая нижняя точка тела: каких бы высот ни достиг Яаков, он всегда чувствует, что может подняться еще выше…
Пройдут годы, и Ицхак захочет дать благословение сыну, но не будет знать, кто же стоит перед ним. Тогда он произнесет слова, которые станут «символами» его сыновей. «И подошел Яаков к Ицхаку, отцу своему; и он ощупал его и сказал: голос, голос Яакова, а руки, руки Эйсава» (Берешит, 27:22).
Руки Эйсава — это символ материального мира. Голос Яакова — символ мира духовного. Конфликт между Эйсавом и Яаковом — не только вселенский конфликт цивилизаций, но борьба тела и души в нас самих.
Так в чем же символ того, что Яаков держит Эйсава?
Эйсав — это тело человека, которое первым приходит в этот мир. Лишь постепенно в человеке просыпается разум, укрепляется душа. К тринадцати годам (к бармицве) начинается борьба, которая может занять семь лет (двадцать лет — возраст духовной зрелости). В конце концов, Яаков держит Эйсава: душа берет тело в руки, подчиняя его разуму.
Столкновение между телом и душой, формой и содержанием становится одной из главных тем Торы.
В результате греха Адам и Ева впервые облачились в одежды. Любопытно, что «бегед» — одежда, происходит от слова «бгида» — измена. Одежда делает возможным обман. Облачившись в одежды религиозного еврея, террорист может войти в автобус и взорвать его с пассажирами.
Яаков был вынужден использовать одежду для того, чтобы перехитрить лжеца Эйсава. «И взяла Ривка любимую одежду Эйсава… и одела Яакова».
Иегуда обманет своего отца Яакова, показав разорванную одежду Йосефа.
Тамар переодевается и обманывает Иегуду.
Йосеф, облаченный в одежды египетского министра, обманет продавших его в рабство братьев. Так дети Яакова окажутся в Египте и станут рабами. Освобождение потомков Яакова из рабства станет наградой за то, что евреи даже в Египте не меняли «имен, языка и одежды» своих отцов. Они заслужили свободу, преодолев рабский страх, и научились своей «одеждой и языком» выражать внутренний мир — свои имена. Когда содержание подчинит себе форму, а душа — тело, тогда «Машиах въедет в Иерусалим на осле»!