Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
20. Как надо совершить раскаяние за произнесение лашон а-ра?
Так повелось, что обычный человек часто произносит лашон а-ра. Это вошло у него в привычку. У него может сложиться впечатление, что, поскольку он много раз нарушал этот запрет, то, как говорится, «семь бед — один ответ», можно уже не думать об этом. Хафец-Хаим рассказывает притчу, из которой видно, как заблуждаются люди, рассуждающие подобным образом:
Реувену принадлежал большой виноградник. Перед отъездом за границу он нанял Шимона, чтобы тот заботился о его имуществе. К несчастью, Шимон оказался ленивым и нерадивым. Когда сломалась ограда, Шимон даже пальцем не пошевелил, чтобы ее починить. Вскоре полевые звери поняли, что могут спокойно хозяйничать в винограднике. Когда через несколько месяцев Реувен вернулся из поездки и увидел, в каком состоянии находится его участок, ему ничего не оставалось делать, как приступить к починке ограды.
Сосед спросил: «Стоит ли тебе столько сил вкладывать в этот забор? Ведь виноградник запущен окончательно, его вряд ли можно спасти!»
«Согласен, — ответил Реувен. — Как владелец виноградника, я почти разорен. Но теперь надо сделать все возможное, чтобы избежать еще больших потерь и спасти, если не виноград, то хотя бы участок».
Какие места имеют статус, подобный туалету?
К таким местам относятся туалеты (ША 83:1) и бани, душевые и такие раздевалки, где обычно люди обнажаются, и куда входит пар из душевых (ША 84:1). Кроме того, под этот закон подпадают коровники, курятники и прочие места, где живут и испражняются животные, если там обычно стоит сильный запах (ША 79:7, МБ 28).
Туалетом может считаться и открытое место, например, какая-нибудь полянка, если ее используют соответствующим образом (ША 83:1).
Место, предназначенное для отправления потребностей, приобретает статус туалета лишь после того, как стало ясно, что оно предназначено для этого (однако пока там ни разу не справили нужду, все еще разрешено рассуждать о словах Торы, находясь внутри — МБ 83:10). Например, если наметили место, где поставят стены. Или если человек справил нужду в определенном углу и решил, что здесь он будет это делать постоянно.
Пока же такого решения не было, то даже если случилось, что там справили нужду несколько раз, разрешено произносить святые слова, если нет запаха и нечистоты накрыты (МБ 83:6).
Человек создан для того, чтобы быть человеком, а не божеством — но люди превращали его в божество. Он создан, чтобы быть свободным, а не рабом — но люди доводили его не только до рабского, но и до животного состояния. В итоге все люди, вплоть до первенца рабыни, вращавшей мельничные жернова, стали божествами, господами, угнетателями для всех, кто слабее их; в то же время они теряли свою человеческую природу, становясь рабами, вьючной скотиной для всех, кто сильнее их. Природа человека такова, что заключенный в нем дух поднимает его к Небесам, а веления плоти ввергают его в бездну. Люди извратили свою природу, подавили свое человеческое достоинство, унизили человеческий дух, а все злое, гнусное и безобразное подняли и вознесли. И, самое главное, люди вовсе не знали Всевышнего, который возвышается над всем миром и милостив к нему.
Потомки Хама господствовали над народами, и нечистые египтяне правили над всем миром — от края до края.
Что же стало с Заветом, залогом существования мира? Разве может мир существовать без него? И действительно, даже камни, из которых сложены стены, даже деревья и травы подняли голос и кричали: «Наступает конец мира, все рушится!» Из глубины Вселенной раздался голос Всевышнего, предупреждавший людей: не извращайте собственную основу, не извращайте окружающий мир! Однако никто не прислушивался к этому голосу. Люди полагали, что не может быть иного голоса, кроме их собственного, что над ними никого нет, что они — единственный источник могущества, как сказано: «Мне принадлежит мой Нил, и я его создал».
«И вы, дети Мои, потомки Моего любимца — достанет ли у вас сил, чтобы вернуть человеку образ, по которому он был создан, а миру — его Царя? Наполнить мир Его милостью, милостью Царя, желающего Своему творению добра, а не гибели? Готовы ли вы — как представители всех семейств и народов земли — принять бремя Завета, связывающего Меня со всем Моим миром, и хранить его? Склоните ли вы слух свой с тем, чтобы слушать Мой голос, повторяемый всем, что Я сотворил, пожалеете ли самих себя и все мироздание — чтобы не был уничтожен мир, который Я сотворил?
Если вы готовы принять это предназначение, Я умножу ваши силы, преумножу ваши мудрость и познания, чтобы вы ясно понимали, что вам предстоит, и преуспели во всех ваших начинаниях, Я дам вам Свою Тору, которая суть — ваша мудрость, в которой — ваша сила. Скажите все это дому Яакова, расскажите это сынам Израиля!»