Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
«Врачи ничего не решают, решает Б-г!» — объявил рав Исраэль Яаков Фишер, когда ему сказали об очередной больной, что она безнадежна, по мнению врачей. Рав посоветовал ее внуку кое-что (у нас называется — сгула, особое средство), и больная выздоровела, к полному недоумению врачей. Таких случаев в практике рава Фишера было не счесть, люди шли к нему за лечением, советом. Рав Й. Я. Фишер (1925-2003) был одним из известных законоучителей своего времени, сегодня — годовщина его смерти.
4. «Правдолюбие»
Реувену известно, что Шимон потребляет продукты, кашерность которых сомнительна. Существуют три причины, которые могли бы заставить Реувена сообщить об этом Леви:
1) Реувен намерен очернить Шимона. Это явный лашон а-ра. Запрещено!
2) Неосмотрительность Шимона в вопросах соблюдения кашрута огорчила Реувена. Он не намерен причинить Шимону зло, а просто хочет поделиться своей досадой с другом. Это яркий пример страстного отношения к правде. Тоже запрещено!
3) Реувен хочет предупредить Леви, что в доме Шимона, по его мнению, не стоит есть. Если это единственное его намерение, то ему разрешено сообщить об этом Леви.
Часть 2. Глава 17. О важности понятия «цдака» (благотворительности)
Примечание. Недавно стали внедрять обычай не пускать бедняков на порог зажиточных домов, и никто не беспокоится о том, чтобы поддержать их существование, когда они голодны. Оправдывают это тем, что, мол, это делается с добрыми намерениями, так как увеличение количества бедняков наносит урон беднякам города, точнее — зажиточным людям, которые обеднели, и теперь становится невозможно помогать им. Поэтому эти люди вообще не позволяют беднякам стучаться в двери, а для вышеупомянутых обедневших назначают определенную сумму, обязывая зажиточных граждан выплачивать ее. На самом деле, это большая ошибка. Неужели из-за того, что некоторые зажиточные жители города обеднели, позволено лишать цдаки совсем неимущих? И пусть даже и верно, что мы не обязаны давать много тем, кто побирается у порога, небольшое подаяние, однако, каждый обязан им давать, как это ясно видно в Талмуде (Бава Батра 9) и в Йоре Деа (250, 3). И не дай Б-г совсем закрывать перед ними двери, прекращая поддерживать их существование (см. Бава Батра 7б, где написано, что нельзя делать сторожевую будку и ворота у входа во двор, если из-за этого он не услышит голоса бедняков, которые стоят снаружи). Даже с бедняками-чужеземцами нельзя так поступать (См. комментарий «Мордехай» в начале Бава Батра, где сказано, что запрет «не задерживай» относится и к случаю, когда человек обязан дать цдаку бедняку-чужеземцу). Тем более, что из-за этого обычая теряют цдаку и бедняки города, вдовы и сироты! Кто им разрешил так поступать? Ведь, говоря о заповедях лекет, шикха и пеа (заповеди, связанные с оставлением части урожая для бедняков), мудрецы (в трактате Бава Мециа 10) доказывают, что владельцу поля запрещено самому собирать их в пользу одного из бедных, так как тем самым он отнимает у другого, то же относится и к ситуации, о которой мы говорим.
Что такое счастье? Каждый ответит по-своему в зависимости от своего отношения к жизни. Стакан с водой можно видеть наполовину пустым или наполовину полным. Все зависит от угла зрения, от того, как мы пользуемся своими глазами.
В сегодняшнем разделе подробно описывается духовная болезнь цараат. Одна из ее причин — узость зрения, непонимание подоплеки событий и явлений. Когда человек смотрит правильно на мир, он понимает, что в нем нет ничего случайного.
Например, вы с соседом купили в одном киоске лотерейные билеты. Он купил билет номер 177759233, а вы номер 177759234. Через две недели вы просыпаетесь от истеричного крика: «Ура! Я выиграл три миллиона!»
Если ваш взгляд на мир верен, вы должны тут же ощутить прилив безмерного счастья за своего соседа, потому что вы поняли в этот момент, что у вас не было ни малейшего шанса выиграть три миллиона, даже если бы вы купили его билет, а он — ваш, даже если бы вам достался билет с почетным номером 000000001.
Так что же все-таки счастье? Это понимание, что Б-г дает человеку все, что тому изначально причитается, и ни граммом больше. У каждого из нас свой выигрыш (или проигрыш), строго отмеренный в Рош ашана; обмен или похищение чужой судьбы исключены.
«И увидит коэн, что не изменила язва своего вида» (буквально, «не изменила своего глаза») (13:55).
Интересно, что на иврите слово нега, язва от болезни цараат, и онег, удовольствие, состоят из одинаковых букв: нун, гимел, айн. Вся разница в положении буквы айн. Но айн — это также глаз. Если вы поставите айн не там, где надо, то получите духовную болезнь, которая проявится в форме язвы, нега. Но если айн займет подобающее ему место — вас ждет онег, удовольствие. Это будет удовольствие от правильного взгляда на вещи.