Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Готовимся к чтению Мегилы через три дня! Читайте о рабстве и застарелой ненависти к евреям…
9. Унижающие высказывания, не приносящие вреда
Если кто-то говорит слова, унижающие достоинство человека, он виновен в произнесении лашон а-ра, даже если его высказывание и не может принести вреда. (Такое бывает, например, в случае, если слушатель не верит в то, что ему рассказывают о третьем лице).
Даже если рассказчик заранее знает, что его злословие бессильно принести вред, все равно злословить нельзя. Тора запрещает передачу любой унижающей информации, независимо от того, принесет она вред или нет.
Дни праздника Пурим
В принципе, следовало праздновать Пурим 15-го Адара только в Шушане в память о том, что там евреям пришлось сражаться два дня. Но мудрецы того поколения хотели особым образом почтить Эрец Исраэль, которая в те времена была страшно разорена, и сделать так, чтобы у нее тоже была своя «доля» в чуде Пурима и в празднике.
Поэтому они решили:
Шушан — столица царства, где и произошло чудо — достаточно важный город, чтобы праздновать в нем Пурим 15-го Адара, хотя, в принципе, это относительно молодой город, и во времена Йегошуа бин Нуна то место, где находится Шушан, не было обнесено крепостной стеной.
Во всех остальных городах, которые существовали и были обнесены стеной во времена Йегошуа бин Нуна, даже если во времена Мордехая и Эстер они были разрушены, Пурим также должен праздноваться 15-го Адара, потому что эти города достаточно значительны, чтобы в этом отношении стоять в одном ряду с Шушаном.
В тех городах, которые не были обнесены стеной во времена Йегошуа бин Нуна, даже если в настоящее время они обнесены стеной, а также в деревнях и поселениях Пурим должен праздноваться 14-го Адара.
Бедная вдова с маленькими детьми жила на съемной квартире. Однажды у нее не нашлось денег заплатить за съем, и хозяин потребовал освободить квартиру. Дело было зимой, в страшный мороз, идти им было некуда, вдова и ее малыши плакали и умоляли не выбрасывать их на улицу — но хозяин был неумолим. Добрые люди, которые жалели вдову, но не имели возможности ей помочь, тоже просили хозяина пощадить этих несчастных и предоставить им жилье бесплатно хотя бы до лета. Но хозяин квартиры как будто сделался глухим — никакие мольбы не могли проникнуть сквозь прочную скорлупу равнодушия, в которую он облачился.
Увидев, что неимущие жильцы остаются в квартире, хозяин разобрал черепицу на крыше. Снег и ледяной ветер проникли в дом, и там стало так же холодно, как и под открытым небом. Обливаясь слезами, мать с детьми вынуждены были покинуть жилище и скитаться по заледеневшим улицам, пока не нашли пристанище в какой-то конуре. Эта история, как и жестокость хозяина квартиры, еще долго были на слуху у жителей города.
Великий Хафец Хаим, оказавшись свидетелем этой трагедии, был потрясен до глубины души. Он прочел вслух отрывок из Пятикнижия, где говорится, что тот, кто притесняет вдову или сироту, будет наказан смертью, и задался вопросом: что же будет с этим бессердечным человеком?
Однако наказание задерживалось: ведь Всевышний долготерпелив, и не спешит казнить злодеев, чтобы дать им возможность исправиться. Прошло десять лет, и хозяина квартиры укусила бешеная собака. Несколько недель он страдал, выл как собака, постепенно теряя человеческий облик, и, наконец, умер в страшных мучениях.
Об этом сказано в Пиркей Авот: «Не теряй надежды на возмездие» — оно в конце концов настигнет того, кому причитается. Как сказал царь Давид: «Куда скроюсь от Твоего лица?» Никакие уловки не спасут тех, кто действует против воли Всевышнего.
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)