Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нахшон, сын Аминадава

Дата смерти: прибл. 1311 г. до н.э. (2450)

Нахшон, сын Аминадава (Нахшон бен Аминадав) — один из персонажей Пятикнижия, глава колена Йеуды в период Исхода из Египта и странствий евреев по пустыне, предок царя Давида. Первосвященник Аарон (брат Моисея) был женат на сестре Нахшона Элишеве. Известна история о Нахшоне бен Аминадаве, которая связана с рассказом о рассечении Красного моря: когда спасавшиеся от египтян евреи оказались перед Красным морем, Нахшон вошел в воду, уповая на Г-спода. Волны уже почти захлестнули его, но тут произошло чудо, и море разверзлось (подробнее — см. ниже).

Нахшон бен Аминадав умер в пустыне, в 2449 году от Сотворения мира — т.е. на втором году после выхода евреев из Египта (Седер олам раба, 12).

Оглавление

Нахшон и рассечение Красного моря ↓

Значение имени Нахшон бен Аминадав ↓

Приношения глав колен при освящении Переносного Храма ↓

Символика даров Нахшона ↓

Потомки и предки Нахшона ↓

Нахшон и рассечение Красного моря [↑]

Повествуя об Исходе еврейского народа из Египта, Тора рассказывает, как евреи дошли до моря Ям Суф (Красное море) и лагерем расположились на берегу. Тут их настигли преследователи-египтяне.

Что было делать евреям? Перед ними бескрайнее море, за ними хорошо вооруженные египетские отряды.

«Вс-вышний спасет нас», — говорил, успокаивая народ, Моше. И взмолился, обращаясь к Творцу. «И сказал Вс-вышний к Моше: что ты взываешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись вперед!» (Шмот, 14:15).

Спасение, таким образом, могло произойти только при полной уверенности евреев в том, что Вс-вышний спасет их.

Мидраш рассказывает, что между евреями возник спор по поводу того, кому предоставить право войти в море первым. Нахшон бен Аминадав, глава колена Иеуды, бросился в воду, и за ним последовало колено Биньямина. Когда люди из колена Иеуды увидели, что сыны Биньямина опередили их, они начали бросать в них камни. Но Вс-вышний сказал: «Я знаю, что ссора между Иеудой и Биньямином была во имя Моей чести, поэтому Я вознагражу их обоих». Биньямин был вознагражден тем, что в его владениях построили Храм, а из Иеуды вышли еврейские цари.

Нахшон зашел в воду по самый нос. В тот момент, когда он, по-прежнему не отступая, почувствовал себя на краю гибели, сила его веры рассекла морские волны. В море образовался свободный от воды «коридор». Тогда следом за Нахшоном двинулись по проходу другие беглецы.

Значение имени Нахшон бен Аминадав [↑]

Мидраш ставит вопрос о значении имени «Нахшон бен Аминадав».

Имя «Нахшон» родственно слову «нахшоль»«волна», таким образом «Нахшон» означает, что, когда сыны Израиля достигли берега Красного моря, вождь колена Йеуды был первым, кто послушался повеления Вс-вышнего и пошел вперед, прыгнул в огромные морские волны.

«Аминадав» означает, что за одно это деяние он достоин был стать вождем («надив» переводится как «знатный»).

Приношения глав колен при освящении Переносного Храма [↑]

Во время странствий по пустыне евреи передвигались и располагались лагерем по коленам. Первым шло колено Йеуды.

Когда Переносной Храм (Мишкан) был построен, при освящении его жертвенника, главы двенадцати колен приносили свои жертвы и дары в том же порядке, в каком передвигались. Первым был Нахшон бен Аминадав, приносивший свои дары в первый день месяца Нисан 2449 года.

В недельной главе Насо(книга Бемидбар) описываются приношения глав колен, причем, поскольку они были одинаковыми, описание повторяется 12 раз: «Одно блюдо серебряное, весом в сто тридцать шекелей, одна серебряная (круглая) кропильница, весом семьдесят шекелей, (исходя из веса) шекеля для посвященного, оба (сосуда) наполнены тонкой мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения. Ложка одна (весом) десять шекелей золотых, наполненная благоуханным воскурением. Бык один молодой, один баран, один ягнёнок первого года — для жертвы всесожжения. Один козёл в грехоочистительную жертву. Для мирной жертвы: два быка, пять баранов, пять козлов, пять ягнят первого года» (Бемидбар, 7:2-83).

Зачем было повторять двенадцать раз одно и то же? Мидраш объясняет, что Тора почтила глав колен, чтобы показать, что все их приношения были одинаково драгоценны в глазах Вс-вышнего. Если бы только первое приношение, сделанное Нахшоном, было описано полностью, значение всех остальных было бы преуменьшено.

С другой стороны, повторения показывают, что, хотя приношения всех вождей были одинаковы, их мысли и намерения были при этом весьма различны. Каждый предводитель, вдохновляемый духом святости, выбрал дары и их размеры, символизирующие характерные черты и историю его колена.

Символика даров Нахшона [↑]

Нахшон бен Аминадав знал, что еврейские цари будут вести свой род от Иеуды. Его дары таили в себе намек на этих царей. Например, он выбрал серебряную чашу и серебряную кропильницу, чтобы намекнуть на двух царей из рода Иеуды — Соломона (Шломо)и еврейского Мессию — Машиаха. Оба они будут владычествовать на море и на суше. Чаша символизирует океаны (напоминающие чашу, ибо они объемлют мир), а кропильница — сушу (слово «мизрак» — кропильница — происходит от слова «низрак», т.е. что-то «брошенное». Это намек на землю, по форме своей круглую, как мяч, который один человек может бросить другому). Вес чаши и кропильницы намекал на то, что Шломо и Машиах будут править морями и землями: чаша весила сто тридцать шекелей. Числовое значение слова «ямим» — «моря» или «океаны» равно 100. К океанам, сотворенным Вс-вышним, Шломо добавил свое собственное «море»: он соорудил круглую медную микву, в которую окунались коэны перед служением в Храме (I Млахим 7:23), окружность которой равнялась 30 локтям. Кропильница весила семьдесят шекелей, и это означало, что Шломо и Машиах будут править семьюдесятью народами земли. Чаша должна была служить для замешивания теста, а кропильница — для кропления кровью. Чаша и кропильница были наполнены крупчатой мукой с оливковым маслом — символ даров, которые народы мира будут приносить Шломо и Машиаху.

«Ложка одна (весом) десять золотых, полная благоуханных воскурений» — соответствует десяти поколениям от Переца, сына Йеуды, до его потомка царя Давида. Все они были праведниками, наполненными хорошими поступками, как запах воскурений.

«Бык один молодой» должен был напомнить о заслугах Авраама, который на третий день после совершенного обрезания (Брит-милы) побежал за теленком в коровник, чтобы угостить странников; баран — о заслугах Ицхака, лежавшего связанным на жертвеннике (вместо него был принесен в жертву баран, запутавшийся рогами в ветвях); ягненок — о заслугах Яакова, который двадцать лет пас овец Лавана, постоянно его обманывавшего, и выдержал все трудности. «Один козёл в грехоочистительную жертву» искупал поступок Йеуды, принесшего отцу рубашку проданного братьями Йосефа, смоченную в крови козла. Два быка для мирной жертвы выражали радость Нахшона от того, что его колено даст еврейскому народу двух царей — Давида и Шломо, первый из которых заложил фундамент Храма, а второй построил сам Храм. Пять баранов, пять козлов и пять ягнят символизировали пятнадцать царей, правивших после Шломо, — пятерых благочестивых, пятерых, обладавших и достоинствами, и недостатками, и пятерых отступников.

Интересно, что при описании даров Нахшона слово «атудим» — вид животных, которые были принесены, — написано с буквой вав (עתודים), а у всех остальных — без буквы вав (עתדים). У нас есть предание о том, что он знал, что от него произойдут шесть праведников, у каждого из которых будет шесть достоинств (числовое значение буквы вав — 6). Эти люди — Давид, Машиах, Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азарья.

Когда Вс-вышний увидел, что дары Нахшона символизируют праотцев и династию Давида, Он сказал о чудесных приношениях этого предводителя, внушенных мудрыми мыслями: «Вот приношение Нахшона бен Аминадава» (Бемидбар, 7:17).

Потомки и предки Нахшона [↑]

В книге Рут говорится о десяти поколениях от Йеуды по линии его сына, Переца, до царя Давида: «У Переца родился Хецрон, у Хецрона — Рам, у Рама — Аминадав, у Аминадава — Нахшон, у Нахшона — Салмон, у Салмона — Боаз, у Боаза — Овед, у Оведа — Ишай, а у Ишая родился Давид» (ср. Рут 4:18-22). Сыновьями Нахшона были также известные в связи с книгой Рут Элимелех, отец Наоми и «плони альмони» — как его называет книга Рут — тот, кто отказался от права жениться на Рут. А праведница Наоми была внучкой Нахшона.