Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Аси: цдака важна как все заповеди, вместе взятые.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а

Два конспекта, которые

Отложить Отложено

остались с моих уроков. Две истории на одну тему. Предупреждаю, это действительно конспекты. Почти без редактуры. Так что.

История первая.

Одна разведенная женщина собралась повторно выйти замуж – и со своим женихом обратилась в рабанут. Там им назначили раввина для проведения хупы.

Раввин стал готовить документы. Спросил, как зовут женщину. Она ответила. Спросил: если ли у вас второй имя? Так положено. Она сказала: нет. Потом подумала и сказала, что на самом деле да, у нее есть второе имя, но она редко им пользуется.

В рава запало сомнение по поводу гета. Он обратился к секретарям рабанута и взял у них справку о ее последнем разводе. В ней было написано, что в гете развода указывалось только первое имя. Получалось, что гет был некашерным, неправильным. Потому что нужно, чтобы были все имена, которые у женщины есть. Почему? Потому что таков закон.

Короче, пошел наш раввин к ее бывшему мужу – который к тому времени уже женился на другой женщине – и попросил его выписать повторный гет, чтобы их развод стал формально кашерным. Муж сказал, что посоветуется с новой женой. Потом позвонил и сообщил, что они все обдумали и согласились написать новый гет – но с условием: только если первая жена заплатит 50 тысяч шекелей. В знак компенсации за страдания, доставленные ею бывшему мужу.

Тогда раввин пошел за советом к раву Ицхаку Зильберштейну, шалита. Тот тут же переправил вопрос своему учителю и тестю, раву Йосефу-Шломо Эльяшеву, зацаль.

Глава поколения сказал раву Зильберштейну: поспеши вызвать на встречу новую жену того человеку и скажи ей, что она находится в большой опасности, так как ее муж нарушает запрет на многоженство – хэрэм дераби Гиршом.

Рав Зильберштейн все ей передал. И от себя добавил, что ей надо срочно бежать от такого человека – пока не случилось несчастье. Так та и сделала.

Муж, прослышав про указ раби Эльяшева и про то, что жена от него убежала, тоже перепугался. И тут же явился в рабанут, где по всем правилам написал новый гет бывшей жене и при свидетелях передал ей прямо в руки.

Так что все закончилось нормально.

Про кого наш рассказ? Верно, не про жадного мужа, а про раввина, который все дела людей, обратившихся к нему за помощью, принимает близко к сердцу и пытается им максимально помочь.

Вторая история – про двух адморов. Один из Гур, автор "Сфат-Эмет". Второй из Лодзи, раби Элияу Хаим Майзель.

Жил в Лодзи один еврей по имени Хаим, радомский хасид, который надумал взять в жены дочь одного богатого человека. Тот согласился на их брак, но с условием, что деньги приданного этот Хаим вложит в развитие фабрики, принадлежащей одному гурскому хасиду.

Прежде чем подписать договор, наш Хаим поехал посоветоваться с гурским адмором, раби Йеудой-Арье-Лейбом Альтером (1847-1905). Что он ему скажет об этой сделке?

Когда ехал на поезде, оказалось, что к ребе Альтеру едет вместе с ним рав Майзель.

Итак, пришли они оба к адмору. Первым зашел рав Майзель – и тут же вышел. После него зашел герой рассказа, Хаим. Подробно поговорил с адмором и получил от него благословение и пожелание успеха (брохэ-веацлохе). И еще адмор спросил, с кем он приехал из Лодзи? Узнав, что с адмором из Лодзи, сказал – чтобы возвращался тоже с ним. Тот так и сделал. Поехали они обратно – и рав Майзель, беседуя, заодно поведал ему, за чем приезжал к адмору из Гур.

Сказал, что всегда занимался выкупом пленных (из тюрем, военных гарнизонов и т.д.), об этом все знали. И вот недавно надо было выкупить одного еврея из русской тюрьмы. Чиновники запросили сумму в 30 тысяч рублей. Он обратился к евреям своего города – но те почти ничего не собрали. Тогда рав Майзель взял в долг на себя эту сумму и выкупил пленника.

Но что делать с долгами? Вот он и решил поехать к адмору из Гур, чтобы тот попросил помощи у своих хасидов.

"Когда я к нему вошел и объяснил, в чем дело, он только произнес: у кого нет денег, тот не берет в долг".

Это было, как ушат холодной воды.

"Я очень удивился такому ответу. Только спросил – и что мне теперь делать?"

"Как что – езжай домой". – Вот и все, что он мне сказал.

Так он и доехал в удрученном состоянии духа до Лодзи вместе с Хаимом.

А когда они приехали на вокзал – их там встретил один гурский хасид и передал раву Майзелю конверт, сказав, что он выполняет просьбу адмора из Гур. (Видимо, получил распоряжение по телефону.)

Рав Майзель только сказал сопровождающему ему Хаиму: есть такие, что много обещают, но ничего не делают. А есть такие, что обещают мало, но делают много. Так вот, адмор из Гур делает много, очень много – хотя и совсем ничего не обещает.

Ну, и о ком эта история? Уж точно не про Хаима.))

**

Недельный раздел Микец

Помогать людям во всем, что им требуется – исходя из наших возможностей. Иногда деньгами, иногда деятельным советом.

Формулировка: когда видим другого человека, попавшего с тяжелую ситуацию, где требуется помощь, в первую возможность ищем у себя возможность помочь ему.

Берешит (41:33-36): сказал Йосеф фараону после того, как разгадал его сны: "А теперь пусть фараон усмотрит (выберет) себе верного и мудрого человека… Да распорядится фараон и назначит надзирателей… И пусть соберут всю еду…и будет эта еда в запасах".

 Как видим, Йосеф начал давать советы, о которых его не просили. Отсюда учим: если человек сострадательно относится к людям – он не ждет, когда его позовут на помощь. Само чувство соучастия подстегивает его, заставляя помочь людям, чтобы облегчить им ношу беды или другой проблемы.

Рамбам (от имени Авраама-Хасида) написал так (точный перевод): "Небезразличие Йосефа по отношению к египтянам, над которыми нависла угроза, подвинуло его на советы, которые он дал фараону – по поводу того, как спасти народ. Потому что Йосеф опасался, что фараон и его приближенные не поймут всю грандиозность наступающей опасности".

 (Добавлю от себя. Смотрите, это те самые египтяне, которые позже погибли от десяти ударов во время Исхода евреев из Египта. Тогда Моше Рабену, никого не жалея, навел на них огромную беду, которая в конце концов погубила народ Египта. Но за три поколения до Моше этот же самый народ был спасен другим евреем, Йосефом. В чем разница? Первые египтяне ничего плохого евреям не сделали, их потомки добровольно стали врагами евреев.)

Все отсюда.

Теги: Видеоурок, Еженедельный раздел