Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В комментах к прошлому посту bentamar задал два вопроса, на которые трудно ответить в рамках коммента, поэтому я решил вынести их в отдельный пост (даже два поста).
Итак, вопрос первый:
"Реб Гади, не могли бы Вы уточнить, что Вы подразумеваете под интеграцией в обществе?"
Как можно понять из контекста - интеграция не равна ассимиляции. Во все времена во всех странах евреи жили обособленными общинами, отличаясь, тем не менее, от других обособленных общин. Вот вам неполный список некоторых из этих отличий:
1. Евреи всегда были лояльны той стране, в которой жили. Если законы и обычаи страны проживания не позволяли или мешали вести еврейский образ жизни (как, например, в Испании во времена инквизиции) - евреи покидали страну. И только в том случае, если при запрете еврейского образа жизни им не давали покинуть страну (как, например, в СССР) - они становились нелояльны режиму.
2. Евреи всегда и везде были законопослушными гражданами. Проблемы с законом (как во времена Мишки Японца в Одессе или во времена еврейской мафии в Бруклине) возникали исключительно у тех евреев, которые порвали с традиционным образом жизни и с изучением Торы.
3. Евреи всегда сохраняли добрососедские отношения с окружающими их неевреями, если те не давали серьезных поводов для обратного.
4. Евреи никогда и нигде не навязывали окружающим свой образ жизни и свою религию, стараясь, по мере возможности, не мешать соседям вести себя так, как им хочется.
5. Никогда, ни в одной стране мира, евреи не проводили массовые протесты, перекрывая улицы, сжигая автомобили, разбивая витрины магазинов и устраивая беспорядки, угрожающие спокойствию и безопасности граждан.
А теперь сравните все вышеперечисленное с поведением, например, мусульманских "беженцев" в Европе, Австралии и Америке. Это то, что я имел ввиду под "интеграцией".
И тут читатель спросит: а как насчет Израиля? Почему израильские харедим не интегрируются в израильское общество так, как интегрируются харедим в той же Европе, Австралии или Америке?
Я не знаю, как там сейчас, но лет тридцать назад я неоднократно слышал от новоприбывших (и иногда и от местных) такие претензии: "Они (досы) не считают нас за евреев, они пытаются навязать нам свои шабаты-кашруты-длинныеюбки-
Ребята, досы не дают вам спокойно дышать именно потому, что считают вас евреями. Им нет никакого дела до образа жизни своих нееврейских соседей в Европе или Америке, но им есть дело до вас. Сейчас объясню.
Согласно светской концепции - "כל אחד והאמת שלו" (у каждого - своя правда). То есть - никто никому не имеет права навязывать свое мировоззрение, убеждения и образ жизни. И именно поэтому такие
Но с точки зрения религиозного еврея - правда одна, и она хороша для всех. И именно поэтому если я, религиозный еврей, не пытаюсь донести ее до своих неосведомленных братьев - это означает одно из двух:
1. Я не верю, что это правда.
2. Мне абсолютно фиолетово на остальных евреев.
А так как я знаю, что это правда, и мне не все равно на Изю, Гришу и всех остальных - я просто обязан о них позаботиться и донести до них информацию, о которой они не имеют ни малейшего понятия. Что они будут с ней делать дальше - не моя забота, но я, как минимум, обязан их проинформировать и помочь им (в том случае, когда моя помощь требуется). Так что вся работа по кируву - суперлегитимна не только с моей, досовской точки зрения, но и с нерелигиозной ("у каждого - своя правда"- у досов она такая).
И это я еще молчу, что с еврейской точки зрения мы все - весь еврейский народ - находимся в одной шлюпке, и отвечаем друг за друга. В отличие от нерелигиозного взгляда "живи и не торкай других".
И пока в Израиле еще живут евреи - мы будем о них переживать, мы будем их пытаться кирувить и будем защищать нас всех своим изучением Торы. В этом и состоит наша интеграция в израильское общество, в отличие от интеграции евреев в европейское, австралийское или американское общество.
Второй вопрос, на мой взгляд, еще более интересный и заслуживает отдельного поста. Так что - оставайтесь с нами.
P.S. Большая просьба к нашим читателям. Мой Рош ешива, рав Шломо Эдельштейн, находится в тяжелом состоянии. Пожалуйста, упомяните его в "רפאינו", Шломо бен Рохл Михле. Большое спасибо.
Теги: Еврейская перспектива