Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Попросили написать статью в один еврейский журнал на русском языке. На тему «еврейский комикс». Пишу сразу сюда, а они у себя перепечатают.
Должен вас огорчить, но такого понятия, как «еврейский комикс» — не существует. Так же, как не существует, например, «еврейских ботинок» или «еврейского чая» (не считая чая, заваренного в третий раз).
Вообще-то мне не очень понятно это необъяснимое желание гиюрить все, что попадется под горячую руку, чистую голову и холодное сердце. «Еврейский гороскоп», «еврейский чемпионат» и «еврейская борьба» — это ж звучит, как «якутский пляж», «эквадорский бобслей» и «зимбабвийский хай-тек». Тот факт, что в каком-то деле участвуют евреи, еще не делает его еврейским. А иначе — надо привыкнуть к мысли, что евреи таки захватили весь мир. И сделали его еврейским.
«Еврейским» имеет право называться только то, что отличает наш народ от всех остальных. А значит — «еврейским» может быть воспитание в духе Торы, «еврейским» может быть календарь и «еврейским» может быть чолнт. Но никак не гороскоп, не бобслей и не комикс.
Давайте попробуем разобраться, что такое комикс.
Я не знаю, что там на эту тему говорит словарь и Википедия, но я бы определил это понятие так:
Комикс — это рассказ в картинках, содержащий минимум текста и не несущий глубокой смысловой нагрузки. То есть — чистый энтертейнмент (развлекаловка). Такой формат диктует свои условия:
1. Экшн.
Происходящее должно быть понятно без длинного сопроводительного текста и с минимумом диалогов. Никому не интересно читать текстовой баллон на полстраницы или рассматривать говорящие головы (не для этого он покупал комикс). Поэтому изображение должно быть максимально активным: побежал-прыгнул-бросил-стукнул-по-голове. Как вы понимаете, глубокие духовные переживания и философские рассуждения при таком «меню» отсутствуют, как класс.
2. «Картонные» персонажи.
В результате невозможности подключить читателя к внутреннему миру персонажей — им задаются очень простые и символичные параметры. Персонажи комиксов всегда плоские: герой-злодей-богач-полицейский-офисная крыса.
3. Одноразовость.
Отсутствие «подтекста» и «второго дна» предполагает короткий срок жизни комиксов: купил-прочитал-выбросил. «А что там еще смотреть?» Поэтому комикс должен быть недорогим. А это, в свою очередь, требует быстрого исполнения и огромных тиражей. А потому комикс — это всегда конвейер.
Учитывая все вышеперечисленное, мы приходим к выводу, что данный жанр больше относится к сфере бизнеса и торговли, чем к сфере литературы и искусства. Так уж получилось, извините.
А теперь давайте рассмотрим, что делает тот или иной жанр «еврейским».
Ну, прежде всего, евреи Торы воспринимают отпущенный им срок жизни не как «отпуск с вынужденными перерывами на работу для его обеспечения», а как «срок, выделенный для достижения конкретной цели». И поэтому они не могут позволить себе «энтертейнмить» впустую. Даже когда еврей отдыхает или путешествует — он выжимает из этого максимум пользы. Нет, не «что я с этого буду иметь?», а «что я из этого могу выучить?» Перед тем, как кормить своих детей какой-нибудь «культурной программой», еврей обязательно поинтересуется, каким образом эта программа обогатит его спиногрыза в духовном плане. И бесполезная развлекаловка будет им вычеркнута из расписания каникул наравне с вредными влияниями, без долгих размышлений и без особого сожаления.
Как вы себе понимаете, при таком раскладе — классическому комиксу абсолютно нечего искать в классическом еврейском доме. Но время работает против нас и диктует свои условия. Наши детки, как и все остальные — продукт «поколения пепси», и в редкие часы отдыха они предпочитают длинным текстам яркие картинки. Спрос рождает предложение — и полки книжных магазинов наполняются комиксами, в которых пейсатые пацаны преследуют арабских террористов, останавливаясь иногда помолиться минху. Но ни пейсы, ни минха — не делают этот комикс «еврейским». Это — всего лишь комикс с еврейскими персонажами. Которые никак не помогают жанру перерасти из примитивно-туповатого развлечения в приятно-полезное занятие.
Спасти положение не может даже комикс на еврейскую тему. Тематика Холокоста, например, несмотря на кажущееся кощунство («Холокост в комиксах?!!») — это, в лучшем случае, интерпретация трагических событий мировой истории (как, например, «Маус», недавно запрещенный в России из-за изображения свастики, и я так понимаю, что следующий шаг — запрет сериала «Семнадцать мгновений весны», там этих свастик — навалом), а в худшем — просто эксплуатация больной темы (как та книжка, не помню названия, где хасиды со шмайсерами крошат в капусту танковый корпус Гудериана). Это никак нельзя назвать «еврейским комиксом», несмотря на «еврейскость» темы и на неменьшую «еврейскость» авторов.
Единственное, что может принести пользу (а значит — иметь отношение к «еврейскости») — это комикс, несущий еврейскую идею. Если невозможно противостоять веяниям времени — надо эти веяния нанять на работу. И тут процесс изготовления продукта отличается от «комикса на еврейскую тему» и «комикса с еврейскими персонажами» с точностью до наоборот. Вместо того, чтобы сварганить комикс с пейсами, а потом с большим скрипом сочинять аннотацию, описывающую «большую пользу» для юных читателей, надо просто взять еврейскую идею — и «одеть» ее в форму комикса. Детки в таком случае получают свою порцию приятного (яркие картинки с коротким текстовым сопровождением) с не менее щедрой порцией полезного (идея в виде комикса усваивается намного лучше, чем та же идея в виде чтения нотаций, урока, лекции или статьи). Таких идей — миллион (законы злоязычия, отношение к ближнему, борьба с плохими качествами, уважение к родителям, правила поведения и т.д.), но напялить на них костюм комикса очень непросто (попробуйте пришпандорить экшн к законам «лашон а-ра», заодно сократив до минимума количество текста), и поэтому комиксов, несущих еврейскую идею — совсем немного.
А такого понятия, как «еврейский комикс» — вообще не существует.
Как можно извлечь пользу из комикса? Ну, можно, например, потренироваться в оправдывании людей, которые делают непонятные поступки:
Теги: пробелы в информации, Комикс