Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Пророк Йехезкель»
Темы: Зависть, Гордыня, Страсти, Гнев, Пророки, Эдом, Рав Хаим Бурштейн, Книга Йехезкель
Плач пророка Йехезкеля. О высокомерии, тщеславии и гордыне. Мерзость в глазах Г-спода. Архетип страсти в глубокой пропасти
Пройдите тест по этой теме в разделе Еврейские тесты!
Данная аудиозапись имеет видеоряд.
Смотреть видеоЭто аудиоверсия видеолекции цикла рава Хаима Бурштейна по книге Пророка Йехезкеля. На этой лекции рассказывается о Цоре, то есть о Финикии (26-я глава). Цор – один из кнаанских народов, который располагался на севере Земле Израиля. Цору в книге пророка Йехезкеля посвящены три главы: с 26-й по 28-ю, и в них говорится о причинах разрушения цивилизации Цора. На протяжении истории Древнего мира жители Цора не причиняли вреда еврейскому народу. Кроме, возможно, царицы Изевель, которая была дочерью царя Цидона, то есть Цора. Она была ярой язычницей, и при ней жители Северного Царства Израиль стали поклоняться идолам. Это единственный из кнаанских народов, который еще оставался на карте во времена Невухаднеццара.
Цор является неким прообразом того, как Эдом в дальнейшем будет развивать этот мир, основываясь не на желании исполнить Волю Творца, а только на идее самореализации: страстей, зависти и стремлении к славе. Йешаяу тоже говорил о крушении Цора, причем он оплакивал его падение. Сегодня Цор – это территория Ливана. Пророки и мудрецы объясняют, почему Цор был уничтожен. У них было два недостатка, ненавистных в глазах Г-спода: желание имущества и стремление к славе. Это то, чем и сейчас живет эдомская цивилизация.
Мудрецы Мусара поднимают такой вопрос: как нам следует относиться к славе? С одной стороны, человек создан по образу Б-га, а значит, должен быть славным, возвышенным и великим. С другой стороны, стремление к славе – это недостаток. Рав Бурштейн объясняет, что такое высшая гордость и как достичь той славы, которой хочет для нас Творец.
Невухаднеццар захватывал города, а не разрушал, но Цор он разрушил. Пророк Йехезкель объясняет причины разрушения этого города: «За то, что сказал Цор о Йерушалаиме: "Ага! Сокрушен он, врата народов, (торговля) обращена ко мне; я наполнюсь, (ибо) опустошен он!"» Цор занимался морской торговлей, а Иерусалим служил Б-гу. Как же Цор мог наполниться от разрушения Иерусалима? Пока существовал Иерусалим, даже инородец мог туда прийти, чтобы увидеть Храм, финикийцы видели его славу и наполнялись чем-то возвышенным – и поэтому в меньшей мере следовали за своими страстями. Когда же Иерусалима не стало, Цор стал всё больше развиваться в материалистическом направлении.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Это всё должно было быть моим, но по недоразумению досталось ему...
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Хаим Бурштейн
Автобиография главного раввина Литвы
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Рав Овадья Климовский
Очень сложно понять, о чем в этой главе идет речь...
Рав Арье Кацин
Рав Даниель Маршальский
Что имел в виду Раби Леви?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Зависть проистекает от несовершенства души.
Рав Авраам Елин
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ефим Свирский
Рав Калев Крелин
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Уроки по избранным недельным главам Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Еврейская история и не только»
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Еврейская история и не только»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Уроки по избранным недельным главам Торы»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Уроки по избранным недельным главам Торы»