Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не следует ни на что сердиться... и если человек закрывает рот во время ссоры, когда он уже охвачен гневом, это более приятно Всевышнему, поскольку сделать это значительно тяжелее, чем молчать с самого начала, а награда соответствует тяготам»Раби из Люблина

Польские евреи

3 января 2018 года, Неизвестный автор
темы: Польша, Галут, Шауль, Синагога, Диаспора

История евреев на польских землях насчитывает более тысячи лет. В ней были и долгие периоды религиозной толерантности, но и также практически полное уничтожение, произведённое нацистским немецким государством во время оккупации Польши. Первые небольшие еврейские общины существовали в Польше уже к XIII веку, а затем польское еврейское население значительно увеличилось, приняв евреев, изгнанных из других стран Европы[3], в том числе из Германии (1346), Австрии (1420), Испании (1492), Португалии (1497), Франции (1394), Киева (1886), Москвы (1891), Венгрии (1349—1526 и 1686—1740). Король Казимир III Великий считается покровителем евреев в Польше. В 1334 году Казимир Великий вывел евреев из-под юрисдикции немецкого права и с того времени еврейские общины напрямую находились под юрисдикцией королевского суда[4]. После решения Казимира Великого обеспечивающего безопасность и интересы евреев, Польское Королевство стала пристанищем семитского народа, изгнанного из всей остальной Европы. Со времён основания Польского Королевства, через весь период существования созданной в 1569 году Республики Обоих Народов, и до периода военных поражений восстания Хмельницкого и Потопа в XVII веке, Польша была единственным толерантным к евреям государством Европы, став домом для одной из крупнейших и динамично развивающихся еврейских общин. Неслучайно современники называли тогдашнюю Польшу «Еврейским раем» (лат. paradisus Iudaeorum). Это название происходит из выражения: «Польша была небом для шляхты, чистилищем для мещан, пеклом для холопов и раем для евреев (польск. Polska była niebem dla szlachty, czyśćcem dla mieszczan, piekłem dla chłopów, a rajem dla Żydów)», происходящего с начала XVII века[5]. Согласно Станиславу Коту, фраза впервые появляется в пасквиле 1606 года анонимного автора, называющемся Paskwiliusze na królewskim weselu podrzucone. Автор этого текста, по видимому мещанин или католический священник, критикует привилегии шляхты и экономически с ней связанных евреев[6]. Краковский раввин XVI века Моисей Иссерлес подчёркивал, что если бы Бог не дал евреям Польши как убежища, судьба израильского народа была бы, по видимому, уничтожение[7]. Однако, когда польско-литовская уния стала ослабевать по причине войн и религиозных конфликтов (между протестантами и католической контрреформацией, а также между православными и брестской унией), исчезла также и традиционная польская толерантность. В общем, со второй половины XVII века ухудшилось положение польских евреев. После III раздела Польши в 1795 годы, населявшие её евреи, также как и остальное население, стали подданными Российской империи, Австро-Венгрии, королевства Пруссии. Условия жизни еврейских общин отличались в зависимости от страны-оккупанта. В Российской империи для проживания евреев установлена черта оседлости. В XIX веке произошли большие изменения — усилилась миграция евреев в города, где появился еврейский пролетариат, а также миграция за пределы Европы[8]. Появились организационные тенденции ассимиляции и религиозной реформы иудаизма, в 1812 году (в Пруссии) и 1822 (в России) евреям даны гражданские и политические права. Появились еврейские политические организации — консервативной, социалистической и сионистской направленостей, большая часть еврейского пролетариата поддержала коммунизм. После восстановления независимости Польши, в ней проживало более 3 миллионов евреев, что являлось одной из наибольших еврейских популяций в мире. Большой проблемой являлся усиливающийся антисемитизм. Вскоре после нападения нацистской Германии на Польшу, немцы начали организованную акцию уничтожения еврейского населения Европы и Польши, известную как Холокост. В результате этого геноцида погибло более 90 % польских евреев. Множество евреев воевали в Войске Польском в сентябрьской войне 1939 года. После войны большинство из 180—240 тысяч спасшихся приняли решение об эмиграции из Польши в воссозданное Государство Израиль, США или в Южную Америку. Большую роль в этом решении сыграли еврейские погромы 1945—1946 года, например Погром в Кельце. Те, кто остался, были вынуждены эмигрировать в конце 60-х годов, под давлением антисемитской кампании. После падения коммунизма в Польше в 1989 году те, кто были польскими гражданами перед второй мировой войной или потеряли гражданство в период коммунизма, получили возможность его восстановить. Польская еврейская община оценивается в размере от 8 до 12 тысяч человек, хотя численность граждан Польши, имеющих еврейские корни, но не связанных с иудаизмом или еврейской культурой, значительно больше, и оценивается от 100 до 300 тысяч человек. В Израиле живёт примерно 1,25 миллиона человек, имеющих право на восстановление польского гражданства. Значительное количество польских евреев и их потомков живут в США. Некоторое количество автохтонного еврейского населения сохранилось и на Восточных Кресах.
  Неизвестный автор  — Польский еврей. Польша, 1927 год

Польский еврей. Польша, 1927 год

Неизвестный автор
Хон Шлейфер, восьмидесять пять лет. Точильщик, механик, изготовитель зонтиков и знахарь. Ломжа, 1927 Альтер Кацизне
  Неизвестный автор  — Хедер в Люблине. 1924 год

Хедер в Люблине. 1924 год

Неизвестный автор
фотограф Альтер Кацизне
  Неизвестный автор  —

Неизвестный автор
В девяносто три года этот деревенский портной может без очков вдеть нитку в иголку. Парысув, 1926
  Неизвестный автор  — Слесарь в Замбруве. Белосток

Слесарь в Замбруве. Белосток

Неизвестный автор
Слесарь Элияу. Двенадцать лет был слеп на один глаз, но согласился на операцию только после того, как ослеп на оба глаза. Замбрув
  Неизвестный автор  — Шабес клайпер. Люблин, 1926 год

Шабес клайпер. Люблин, 1926 год

Неизвестный автор
Азриельке, Shabes-klaper. По пятницам вечером он стучит по ставням, объявляя о начале Субботы. Бяла-Подляская, 1926
  Неизвестный автор  — Пожилой еврей учит читать своего внука. Бяла-Подляская, 1926.

Пожилой еврей учит читать своего внука. Бяла-Подляская, 1926.

Неизвестный автор
Вольф Нахович, могильщик, учит читать своего внука, пока довольная бабушка наблюдает
  Неизвестный автор  — Отец и сын.  Бяла-Подляская, 1926

Отец и сын. Бяла-Подляская, 1926

Неизвестный автор
Отец и сын. Кузнец Лейзер Бавул не говорит, сколько ему лет, боясь сглаза, но ему должно быть больше ста лет. Теперь кузнечным делом занимается его сын, а отец стал доктором - вправляет сломанные руки и ноги
  Неизвестный автор  — Дом престарелых в Ровно. 1925 год

Дом престарелых в Ровно. 1925 год

Неизвестный автор
  Неизвестный автор  — Группа евреев в люблинской провинции. 1926 год

Группа евреев в люблинской провинции. 1926 год

Неизвестный автор
Альтер Кацизне назвал эту фотографию Диспутом
  Неизвестный автор  — Евреи в Чорткове. 1925 год

Евреи в Чорткове. 1925 год

Неизвестный автор
Автор фотографии Альтер Кацизне сфотографировал евреев на фоне плаката с объявлением о его же лекции
  Неизвестный автор  — Сидуры на продажу

Сидуры на продажу

Неизвестный автор
  Неизвестный автор  — Синагога Шауля Валя в Люблине. 1924 год

Синагога Шауля Валя в Люблине. 1924 год

Неизвестный автор
Синагога названа в честь одного еврея, который на одну ночь стал правителем польского королевства в 16 веке. Самая старая синагога в городе
  Неизвестный автор  — Портной в Кутно. 1927 год

Портной в Кутно. 1927 год

Неизвестный автор
Арон-Нохем за своей шевейной машинкой
  Неизвестный автор  — Варшава. 1928 год

Варшава. 1928 год

Неизвестный автор
Фейвл Табакмен, бывший политзаключенный, точит по улицам ножи
  Неизвестный автор  — Хасид и военный. 1915 год

Хасид и военный. 1915 год

Неизвестный автор
из книги М. Наора Еврейский народ в 20 веке. история в фотографиях
  Неизвестный автор  — Чортков. 1925 год

Чортков. 1925 год

Неизвестный автор
Плотник и его внучка